В соответствии с Законом о защите конкуренции (ЗоЗК) в нашей стране под экономической концентрацией понимаются сделки или другие действия в сфере бизнеса, которые оказывают прямое влияние на состояние конкуренции в данной сфере.
Если принять за данность, что любые сделки или деятельность компаний может оказать влияние на рынок, то тем более важно точно определить содержание и перечень конкретных сделок, которые подпадают под действие антимонопольного законодательства и являются предметом контроля.
Договоримся о терминах
В европейском юридическом пространстве теория конкурентного права использует подобный термин, а в американском (в частности, антитрестовском законодательстве) используется понятие, приближенное к понятию экономической концентрации, но больше ориентированное на случаи "слияния" бизнеса и компаний.
В свою очередь российский термин охватывает более широкий круг деятельности предприятий: сделки консолидации и слияния, влияющие на конкуренцию и, соответственно, подпадающие под контроль закона о конкуренции.
Почему так важно понимать, какие критерии определяют понятие экономической концентрации в законодательстве разных стран?
В связи с тем, что влияние степени развития рыночных факторов в разных странах различно и, несмотря на унификацию экономических законов, развитие и роль ЭК неоднородна. Не всегда понятие имеет отрицательное значение, поэтому и правовое поле, регулирующее объединение и взаимодействие участников рынка, различно.
В странах ЕЭС
В европейских странах традиционно слияние и укрупнение бизнеса регламентируется временными рамками в отношении взаимодействия и контроля.
Под экономической концентрацией здесь понимается усиление или ослабление контроля в длительном периоде или на долгосрочной основе, обусловленное:
- Слиянием бизнеса в результате реорганизации или поглощения нескольких структур одной или несколькими более крупными, переход независимых и самостоятельных в хозяйственном отношении организаций или их подразделений под юрисдикцию какой-либо одной.
- Установлением финансового контроля в прямом или косвенном значении одним или несколькими лицами над другим (другими) хозяйствующим субъектом, либо частью организации. Это сделки, которые по содержанию являются приобретением активов или ценных бумаг компаний с переходом управляющих полномочий. Основа сделки может быть договорной и любой другой и означает переход возможности влияния на конкуренцию от одного лица к другому.
Важным фактором является показатель долгосрочности, длительный период времени в срезе которого проводится контроль над экономической концентрацией. Однако под внимание проверяющих органов не попадают сделки, связанные с приобретением пакетов акций с целью перепродажи, которые осуществляют хозяйствующие финансовые или кредитные организации.
Также исключение составляет передача полномочий одного юридического лица другому в связи с процедурой банкротства или ликвидации.
За океаном
В отличие от европейского рынка, в США государственный контроль за экономической концентрацией осуществляется "мягко", так как на практике юридическое понятие термина не применяется.
Например, в "Руководстве горизонтального слияния", являющемся по сути подзаконным (дополняющим основной закон) актом, используется иной термин - "рыночная концентрация". Понятие касается зависимости рынка от количества фирм и их долей, действующих или присутствующих на рынке в определенный период времени.
Это регулирование касается в основном действий финансовых и кредитных организаций, их относительном влиянии на приобретение мажоритарных бумаг и активов.
Контроль над состоянием конкуренции регулируется актом Харта-Скотта-Родино и актом Клейна. Зачастую законодательство страны трактует термин более широко, подразумевая под "слиянием" два различных взаимодействия бизнес-структур: как приобретение, так и слияние.
В России
В российском законодательстве сделки экономической концентрации понимаются более конкретно, целенаправленно и трактуются с точки зрения "родового понятия".
Под слиянием организаций в российском правовом поле понимается присоединение одного юридического лица или хозяйствующего субъекта к другому на основании передаточных актов.
В эпоху кризисов наиболее остро стоит вопрос о том, что считать экономической концентрацией, как она влияет на конкуренцию между различными субъектами или участниками рынка. ЗоЗК и антимонопольные регламенты регулируют особенности правовых норм контроля.
Достаточно сказать, что многие сделки как виды экономической концентрации (слияния или реорганизации бизнеса) в нашей стране невозможны без предварительного согласования и получения разрешительных документов у антимонопольного органа.
Установлены перечни условий и особенностей для осуществления контроля за отдельными категориями хозяйствующих структур, прежде всего эти особенности касаются бизнеса финансовой сферы.
Контроль за экономической концентрацией финансовых организаций
Существует ряд условий для осуществления сделок с участием финансовых организаций, при которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа.
Эти признаки условно разделяют на две основные группы:
- финансовые показатели, характеризующие совокупный объем сделок финансовой организации;
- правовое и экономическое содержание совершаемых сделок или действий по объединению, слиянию.
Причем регулируется система определения признаков экономической концентрации нормативными актами Правительства РФ: для каждой категории финансовых структур и организаций устанавливаются свои условия, в зависимости от особенностей рынков финансовых услуг.
Предельные или пороговые значения стоимости активов
Существует понятие пороговых значений стоимости активов финансовых организаций. Суммарная стоимость активов и определяет обязанность обращения организаций для согласований с антимонопольным органом различного рода присоединений и слияний одной организации с другой.
Обязательно получение разрешительных документов, если согласно последним балансам суммарная стоимость активов превышает следующие значения:
- Кредитные организации - от 24 млрд рублей.
- Компании, занимающиеся сделками микрофинансирования или лизинга - 3 млрд рублей.
- Валютные и фондовые биржи - 1 млрд рублей.
- Страховые компании. (за исключением медицинского страхования) - 200 миллионов рублей.
- Ломбарды и страховые медицинские компании соблюдают порог в 100 млн руб.
При этом под размером балансовой стоимости активов понимается та, которая актуальна на день обращения организации в антимонопольный орган.
Сделки и конкуренция
Определены пороговые значения и в отношении деятельности, проводимой финансовыми организациями с акциями и активами.
Так, например, экономическая концентрация и антимонопольное право взаимодействуют при осуществлении различных сделок, совершаемых между хозяйствующими субъектами на территории РФ в следующих случаях.
Действия:
- слияние или присоединение одной финансовой структуры к другой;
- объединение коммерческих организаций;
- слияние коммерческих организаций или присоединению одной или нескольких финансовых организаций к другой финансовой организации;
- создание такой коммерческой организации, у которой уставной капитал оплачен акциями или активами финансовой организации, сюда же относятся и приобретение прав на активы финансовых организаций, обозначенные в ст. 29 ФЗ "О защите конкуренции";
- объединение финансовой организации с коммерческой или присоединение коммерческой к финансовой.
Сделки:
- связанные с приобретением доли или акций финансовой организации, в случае, если они превышают пороговые значения;
- по приобретению активов, выходящих за величину, определенную нормативными актами Правительства РФ (на сегодня сумма не должна превышать 10 процентов общей стоимости активов финансовой организации);
- по приобретению прав на осуществление функций исполнительного органа финансовой организации и др.
Возможности развития регулирования экономической концентрации
За последнее время в финансовой сфере страны усиливается процесс слияний и поглощений, в связи с чем меняется и содержание понятий, подпадающих под воздействие антимонопольного регулирования.
Увеличилось количество критериев, наполняющих термин "экономическая концентрация", хотя "Закон о защите конкуренции" пока остается без особых изменений.
Эти критерии можно определить как:
- растущее или уменьшающееся количество организаций, например, снижение субъектов малого и среднего бизнеса;
- рыночная плотность взаимодействующих структур;
- колебания удельного веса рыночных субъектов;
- отсутствие или наличие представительской власти, возможности материального влияния;
- объединение и консолидация ведущих игроков рынка;
- качество взаимоотношений между олигополистами, подверженными воздействию несовершенной конкуренции.
Фактически, чем точнее будет расследовано каждое слияние или поглощение, с учетом условной вертикали (производитель-потребитель) и горизонтали (производитель - конкурент другого производителя), тем лучше для совершенствования и развития отечественного рынка и рыночных отношений.
Зачастую экономическая концентрация сдерживает недобросовестную конкуренцию, способствует развитию новых отраслей народного хозяйства, но часто и наносит непоправимый вред многим хозяйствующим субъектам, особенно если речь идет о сговорах и тайных сделках.
Главная задача регулирования и развития контроля заключается в создании субъектами рынка режимов законных взаимодействий между прямыми конкурентами - хозяйствующими организациями с потребителями.
Для более широкого охвата всего спектра рассматриваемого понятия вполне могут потребоваться дополнительные антимонопольные зонды.
Например, такие как создание новых коммуникационных отраслей с целью совершенствования антимонопольного законодательства. Разделение уровней проверок, в зависимости от отрасли народного хозяйства, где может наблюдаться усиление или ослабление процесса экономической концентрации.