Рубрики

Классификация видов деятельности. Понятие и организация деятельности

С древних времен человек ощущает потребность в какой-либо созидательной работе. Наши предки обходились без чувства перспективы, которое создает наш нынешний мир.

Понятие деятельности появилось с развитием человека, когда отдельные индивиды хотели оставить после себя что-то, начиная от наскальных рисунков и заканчивая научными трудами и созданием автомобилей. Такая корреляция обусловлена не только интеллектуальным превосходством, но и типом мышления человека.

Классификация видов деятельности. Общее понятие

Все люди разные, но они имеют в чем-то схожие интересы. Правда, понимают друг друга по-разному. Именно по этой причине между представителями рода человеческого возникают конфликтные ситуации, а они попросту смотрят на мир разными глазами. Деятельность бывает:

  1. Прямо зависимая от мировосприятия человека. Например, у монахов - духовная, а у инженеров - практическая и материальная.
  2. Зависящая от настоящего времени и исторического процесса. Общество может прогрессировать (созидать) или регрессировать (разрушать).
  3. Социально направленная - индивид может создать группу, где будет происходить коллективная деятельность, или выбрать одиночество (индивидуальная деятельность).
  4. На что в данный момент направлена деятельность человека: умственный труд или физический.
  5. В соответствии с законом: правовая и не правовая.
  6. Критериально-оценочная. Присуща всякому обществу, где установлены моральные требования ко всем индивидам, бывает двух видов: моральная (поведенческая модель "нормальных" членов общества") и аморальная (резко-отрицательная модель поведения).
  7. В зависимости от потребности общества и сфер жизни: экономическая, политическая, социальная и духовная.
  8. По виду проявления активности: внешняя (физический труд) и внутренняя (умственный труд).
  9. Характерная определенным личностям: творческая (направленная на создание нового) и репродуктивная (шаблонная, рутинная работа).

Как вы успели заметить, классификация видов деятельности крайне обширна. И какой вид человек выберет, не всегда решается им - это обуславливается местом его рождения, положением семьи в общественной иерархии и другими факторы. И это крайне несправедливо. Но независимо от этого взаимосвязь индивидов друг с другом происходит по одному механизму.

Стоит прояснить несколько понятий, которые знакомы нам всем. Мы разберем их в определениях и на примерах, чтобы всем типам личностей было понятно.

Игра

Самый примитивный и действенный вид деятельности. Каждый человек сталкивался с игрой в детстве - с помощью нее познавал окружающий мир и общался со своими коллегами по песочнице.

В юношеский период игра не представляет собой созидательную деятельность. Она направлена на развлечение, отдых и увлечение детей. Во взрослом мире детская игра перерастает в нечто большое.

Дети играют

Как заставить человека выучить неинтересный материал? Вам подскажет умелый педагог или психолог - при помощи игры, конечно. Так же и в крупных компаниях: если организовать работу так, что она будет иметь развлекательные элементы, то эффективность повысится в несколько раз.

Впрочем, здесь не все так однозначно. Психолог М. Литвак выделяет три типа рабочих личностей:

  1. Культурники (предпочитают шаблонную работу, эффективны в рутине).
  2. Карьеристы (новаторы, терпеть не могут монотонность).
  3. Развлекательно-алкогольная группа (не любят работать, предпочитают развлекаться).

Второй и третий типы с радостью воспримут нововведения, ведь цель карьериста - создавать новое и саморазвиваться. А развлекательно-алкогольной группы - стоять на одном месте, поменьше работать и больше веселиться.

Но все портит первый тип - культурники. Нет, это вовсе не интеллигентные граждане, просто они предпочитают работу по шаблону, для них новаторство смерти подобно.

Активная деятельность

Обучение

Под понятием деятельности здесь имеется в виду приобретение нужных знаний, которыми в последующем можно воспользоваться в целях личного обогащения (практической деятельность) или духовной практики.

Процесс обучения связан с развитием общества. С самого начала жизни рода человеческого стоял вопрос передачи знаний. Со тех времен наскальные рисунки трансформировались в научные труды, а универсальная палка - в ядерное оружие.

Обучение может происходить как в учебных заведениях, цель которых - выпуск большого количества специалистов, так и в индивидуальном порядке с помощью репетиторов.

Самым эффективным видом обучения выступает самообразование. Индивид, используя умственную деятельность, познает науку и осваивает новые знания. Подходит только для зрелых личностей, детям не рекомендуется.

Учебный процесс

Труд

Относится к различный видам творческой деятельности. Позволяет самосовершенствоваться в определенной области и создавать что-то новое. Без обучения труд невозможен.

Термин "труд" может использоваться в различных ситуациях. Приведем несколько наглядных примеров:

  • Он трудится на заводе обычным фрезеровщиком.
  • Он трудился, как никогда в своей жизни, его усердие было целиком направлено на достижение желанной цели.
  • Я - труженик науки!

Труд может быть как созидательным процессом, так и разрушительным. Трудиться можно на благо отечества или наоборот. Классификация видов деятельности (трудовой, конечно же):

  1. Физический. То есть любая деятельность, которая связана с использованием рук, ног и мышц.
  2. Умственный. Все, что происходит в мозге и превращается в мысли, энтимемы, умозаключения без использования физической силы.

Труд - дело созидательное и полезное. Он отлично помогает забыть о проблемах или решить их.

Работники разных профессий

Общение

Древний процесс взаимодействия между индивидами с использованием речевых навыков, мимики, рисунков и т.п. В процессе общения люди познают себя, делятся своими размышлениями и социализируются. Этот один из пунктов классификации видов деятельности.

Общение формирует картину мира, дает индивиду пищу для размышления и увеличивает его социальный интеллект. В процессе человек получает информацию, которая затем может быть им использована или передана другим.

Личности общаются

Вместо заключения

Справедливости в мире нет: один ребенок рождается в богатой семье, а другой - в бедной. Изначально они оба не равны, но с помощью созидательной деятельности способны уравнять шансы.