Преподавательство — это не только обучение детей, но и регулярная подача отчетов о проделанной работе. Письменное планирование уроков и мероприятий.
Начинающему педагогу не просто разобраться со всей бумажной работой. Постоянно возникают вопросы по поводу правильного оформления документации. Затруднение вызывает и составление методических рекомендаций.
Как сделать документ правильно? Как его оформить? С чего начать работу над методическими рекомендациями? Попробуем найти ответы на эти вопросы.
Что такое методические рекомендации?
Методические рекомендации — руководство к действию для педагога. Основываясь на собственном опыте и трудах именитых ученых-методистов, преподаватель выбирает наиболее эффективные способы проведения занятий или мероприятий, которые использует в течение года.
Методическое пособие состоит из конкретных указаний, идей и советов, помогающих сориентироваться по ходу работы. В него включают планы уроков. Темы, которые надо разобрать в рамках занятий. Контрольные работы. Упражнения для самостоятельного изучения вопроса.
Методические рекомендации по проведению контрольных занятий и изучению теоретического курса описывают наиболее эффективные способы подачи материала и проверки знаний, заимствованные из научных трудов ведущих методистов. Но как правильно их составить? Какому плану следовать?
Составляющие методических рекомендаций
Составление рекомендаций — не такое сложное дело, как может показаться на первый взгляд. Достаточно ознакомиться со структурой документов такого типа и рассмотреть несколько примеров, чтобы успешно справиться с заданием.
Классическое методическое пособие состоит из 7 частей:
- Титульного листа.
- Аннотации.
- Информации о личности автора или авторского коллектива.
- Пояснительной записки.
- Содержания.
- Списка книг, статей, сайтов, которые рекомендуются для ознакомления.
- Приложения с дополнительными материалами, если в нем есть необходимость.
Мы узнали, что такое методические рекомендации, и выяснили, из каких частей они состоят. Теперь перейдем к разбору основных пунктов.
Оформление титульного листа
На титульном листе должна отображаться следующая информация:
- название учреждения, в котором вы работаете;
- полное имя, фамилия и отчество составителя;
- название работы, которое должно отражать, что это методическое пособие;
- город, где выпущена брошюра;
- год издания.
Если пособие создается для личного пользования, титульный лист оформлять необязательно.
Как составить аннотацию?
Аннотация должна в краткой форме отражать перечисленные ниже сведения:
- описание содержания работы;
- пометку о том, кому предназначено методическое пособие;
- источники, на основе которых был составлен материал;
- советы по использованию пособия для обучения или проведения мероприятий (в каких ситуациях можно применить издание);
- подробные сведения о составителе (должность, место работы, уровень квалификации, наличие ученых степеней, телефон).
Подробно описывать, о чем работа, в аннотации не стоит, достаточно отразить суть.
Что входит в пояснительную записку?
Пояснительная записка должна давать подробные ответы на следующие вопросы:
- Почему выбранная тема актуальна? Раскрывая этот пункт, стоит рассказать, почему вы решили посвятить работу конкретному вопросу. Привести статистические или научные факты, которые подтвердят актуальность темы.
- Для какой цели создано пособие? Справиться с этим вопросом легко. Достаточно написать, кому и в каких ситуациях может пригодиться предоставленная информация.
- Какого результата стоит ждать, если используешь данное пособие? Следует рассказать, какую пользу принесет работа с методическими рекомендациями.
- Чем отличается пособие от остальных? Описать сильные стороны издания. Рассказать, чем оно лучше аналогов.
Что должно входить в содержание?
Содержание пособия не подчиняется определенным правилам, поэтому его состав преподаватель определяет самостоятельно.
Нам удалось выяснить, что такое методические рекомендации, и понять, как оформлять вводную часть работы. Теперь попробуем разобраться, какая информация может войти в содержание.
Основная часть работы должна занимать 70–75% от объема всего пособия, она может быть посвящена:
- разработке классного часа или праздничного мероприятия;
- одной или нескольким темам учебного курса;
- решению вопросов о преподавании и воспитании;
- плану проведения научно-исследовательской работы.
Обычно методические пособия имеют четкую структуру, которая помогает лучше воспринимать предоставленный материал. Составить работу можно по следующему плану:
- Составьте пошаговую инструкцию, которая подскажет, какие действия стоит предпринять по заданной теме. Опирайтесь на личный опыт и специализированную литературу.
- Дайте советы, которые помогут успешно справиться с поставленной задачей, например, доступно объяснить материал по теме.
- Обратите внимание на трудности, которые могут появиться в процессе работы. Расскажите, как справиться с ними или избежать.
- Выделите в отдельную главу ошибки, которые совершают педагоги при подготовке темы или организации мероприятия.
Этот план — лишь рекомендация. Методические рекомендации по организации учебных занятий и мероприятий можно составлять в любой форме и менять содержание на свое усмотрение.
Что можно включить в блок «приложение»?
В приложение вносят материалы, которые по каким-либо причинам не вошли в блок основного содержания. К ним можно отнести:
- вспомогательные таблицы, иллюстрирующие теоретический материал;
- пошаговые планы проведения праздников, классных часов, занятий;
- тестовые задания по темам, описанным в основном содержании;
- любой фотоматериал, если он поможет в раскрытии главной темы пособия;
- советы по анализу результатов тестов, контрольных работ, классных часов.
Если по ходу основного содержание есть упоминание о материалах из приложения, в круглых скобках рядом с предложением или в виде сноски внизу страницы рекомендуется указать, где искать нужную таблицу, фотографию или тест.
Разработка методических рекомендаций: как подготовиться?
Чтобы работа по составлению методических рекомендаций шла продуктивно, необходимо провести подготовительный этап, в который входят:
- выбор актуальной и интересной для составителя пособия темы;
- знакомство с литературными источниками, научными статьями и специализированными сайтами, посвященными выбранному вопросу;
- составление рабочего плана;
- отбор наиболее подходящего для пособия материала;
- поиск интересных фактов, рекомендаций, фотографий, таблиц, которые помогут раскрыть тему;
- составление содержания работы.
Вводная часть, в которую входят: аннотация, пояснительная записка, информация об авторах, не должна занимать больше 15% от всего объема работы. 75% пособия — основное содержание. Оставшиеся 10% приходятся на приложение, список литературы и заключение.
Список литературы нужно составлять в алфавитном порядке, опираясь на современные правила оформления научных работ.
Вы получили ответ на вопрос: «Что такое методические рекомендации?». Узнали, из каких частей состоит пособие. И как оформлять каждую из них.
Следуя рекомендация по проведению подготовительного этапа и основного блока работы, вы с легкостью создадите методическое пособие, которое будет превосходить свои аналоги.