Рубрики

Ст. 200 УК РФ: обман потребителей

Многие покупатели хоть раз сталкивались в магазинах с обманом. Происходить такое может и на рынках. Часто неприятные ситуации случаются с детьми, стариками и нетрезвыми гражданами. Продавцы пользуются невнимательностью таких людей, чтобы заработать деньги нечестным методом. Наказание за это предусматривает ст. 200 УК РФ.

Виды обмана

ст 200 ук рф

Сейчас развито множество вариантов обмана потребителей, которыми пользуются продавцы. К распространенным относят:

  • обсчет: увеличивается стоимость товара;
  • обвешивание покупателей: товар имеет больший вес, чем в действительности;
  • просрочка: такие товары должны быть списаны, а их реализуют для получения дополнительных средств;
  • дефекты: вместо списания товара продавец реализует его, предлагая скидку;
  • низкое качество;
  • фальсифицированный товар: когда происходит замена его компонентов, например, разбавление молока водой;
  • опасные товары: они наносят вред здоровью человека.

Последствия

Реализация товаров такого вида имеет целый ряд последствий. Это наносит экономический ущерб. Человек такой продукцией может причинить себе вред. Продажа подобных товаров наносит также моральный ущерб покупателям.

реализация товаров

Негативные последствия касаются не только потребителя, но и всего общества. Употребление некачественных продуктов грозит ухудшением здоровья, снижением продолжительности жизни, появлением различных заболеваний. Если в стране присутствует обман потребителя, то она теряет доверие у других стран. Это уменьшает приток инвестиций, а также портит общее впечатление о государстве.

Закон

Обман потребителей наказывается законом, который предусматривает уголовную ответственность. Нормы прописаны в ст. 200 УК РФ. Наказание будет в том случае, если обман был крупным.

Ответственность наступает тогда, когда потери пострадавшего равны 1/10 части минимальной зарплаты или сумма оказалась больше одного месячного начисления. Наказанию подвергаются продавцы, которые привлекались к судебной ответственности или осуществляли обман в своей работе ранее.

Где совершаются преступления?

Подобные преступления совершаются в следующих сферах:

  • торговля;
  • общепит;
  • коммунальное хозяйство;
  • бытовое обслуживание.

обман потребителей

Ст. 200 УК РФ устанавливает защиту прав потребителей. Привлекаться к ответственности могут лица с 16 лет. В некоторых ситуациях обман не считается умышленным и не приносит больших потерь. Тогда не требуется уголовно-правового регулирования.

Ответственность

Реализация товаров несоответствующего качества наказывается на закодательном уровне. Недобросовестные продавцы привлекаются к ответственности. Обманом в этой сфере называют умышленные действия торговых предприятий по реализации некондиционных товаров.

Ст. 200 УК РФ предусматривает ответственность предпринимателей, физических, юридических, должностных лиц. Кассирам или продавцам в случае выявления нарушения потребуется заплатить штраф в размере 1 000–2 000 рублей. Такая же сумма присуждается должностным лицам, а юридические платят 1 000–20 000 рублей.

Борьба с недобросовестными продавцами

На территории России качество товаров занимает низкий уровень. Кроме несоответствующего поведения персонала, многие потребители сталкиваются с наличием в магазинах просроченных товаров. Как с этим бороться?

обвешивание покупателей

Для этого работает организация Роспотребнадзор, которая защищает права потребителей. При нарушении своих интересов каждый покупатель имеет право обратиться за помощью. Необходимо сохранять доказательства о том, что был причинен ущерб. Поэтому не следует выбрасывать чеки и некачественные товары.

Покупатель имеет право написать в «Книге жалоб» о своем недовольстве. Этот документ должен предоставляться по требованию. Книга должна быть пронумерована, прошита. В ней стоит печать и подпись руководителя. Если этого нет, то запись не принесет результатов.

На замечание руководство должно отреагировать в течение 2 дней. Для полного устранения нарушения отводится не больше 15 суток. Когда комментарий был рассмотрен руководителем, то напротив записи ставится пометка о предпринятых мерах.

Если в магазине не было принято никаких мер, то нужно подавать жалобу в Роспотребнадзор. Серьезные правонарушения рассматриваются в суде. Тогда обманщик несет административное или уголовное наказание. Поэтому, если были выявлены какие-то нарушения, потребителям необходимо заявлять об этом.