Бывают случаи, когда на работе складывается нездоровая атмосфера. Психологи называют такую обстановку "токсичной". К сожалению, нам порой приходится работать рядом с неприятными людьми, которые разжигают ссоры и скандалы, занимаются сплетнями и интригами. Такая атмосфера в рабочем коллективе крайне вредна. Страдает ваша карьера, вы теряете интерес к любимому делу, а иногда начинаются и проблемы со здоровьем.
Как выжить среди токсичных людей? Мы познакомим вас с несколькими советами специалистов.
Чем опасна токсичная обстановка
Работать с токсичными коллегами очень тяжело. Иногда достаточно наличия нескольких неприятных людей, чтобы в коллективе сложилась нездоровая обстановка. Ученые установили, что постоянная агрессия со стороны коллег существенно повышает риск психических и физических заболеваний. Бывали случаи, когда после несправедливой критики начальника человек попадал в больницу с сердечным приступам.
Токсичная обстановка в коллективе приводит к тому, что вы можете потерять интерес к любимому делу. Это отрицательно скажется на вашей карьере. Однажды утром вы замечаете, что вам совсем не хочется идти на службу, несмотря на то, что вы всегда любили свою работу. Вы просто больше не можете выносить неприятную обстановку.
Периодически у вас будет возникать желание отомстить неприятным коллегам. И это довольно тревожный сигнал. Ведь поддавшись гневу, вы тем самым уподобляетесь этим людям. Психологи установили, что токсичный человек распространяет вокруг себя негативные эмоции, как заразу. Помните, что желание отомстить - разрушительное чувство. Вы и сами не заметите, как вскоре станете одним из токсичных людей.
Как же выжить в нездоровой обстановке на работе, по возможности избегая открытых конфликтов? Прислушайтесь к советам специалистов, о которых мы расскажем вам ниже.
Избегание
Совет психологов по поводу общения с неприятными коллегами довольно прост: избегайте их. Отодвиньте свой рабочий стол подальше от токсичных людей, не вступайте с ними в разговоры и пререкания. Если есть возможность, то поработайте в другом помещении или в общественных местах.
Если это сделать невозможно, то постарайтесь объединиться с другими людьми. Вероятнее всего, от нездоровой обстановке страдаете не только вы, но и другие коллеги. Ищите у них моральную поддержку, ведь вместе вам будет гораздо легче справиться. Если вы будете по очереди бороться с токсичными людьми, то у каждого из вас останется больше времени для работы.
Токсичным человеком может оказаться и ваш начальник. Это наиболее тяжелый случай. Ведь избежать контакта с боссом удается далеко не всегда. Если у вашего неприятного руководителя есть административный помощник, то постарайтесь наладить с этим человеком хорошие отношения. Он будет вас предупреждать о настроении начальника. Вы будете заранее знать, когда босс "не в духе" и избегать с ним контактов в такие моменты.
Переоценка
Далеко не всегда на работе удается избежать общения с неприятными людьми. Если тактика избегания не приносит положительных результатов, то вам придут на помощь знания из области психологии.
В когнитивно-поведенческой терапии существует понятие - переоценка. Это означает, что вы можете интерпретировать ситуацию по-другому. Вы не способны изменить токсичную обстановку на работе, но вы можете поменять свое отношение к ней.
Отнеситесь к своим неприятным коллегам не как к невыносимым людям, а как к капризным детям. Это у них плохое настроение или проблемы, но не у вас. Постарайтесь обезличить стресс, который они вам пытаются причинить. Такой рассудительный подход очень помогает выжить в токсичном коллективе.
Конечно, вам будет очень трудно избежать столкновения с неприятными людьми. Возможно, что они будут пытаться устраивать скандалы и кричать на вас. Старайтесь в такие моменты сделать паузу в разговоре. Когда ваш токсичный собеседник замолчит, разговаривайте спокойно в несколько замедленном темпе. Чем больше раздражен ваш коллега, тем невозмутимее должны быть вы. Не поддавайтесь чувству обиды и воспринимайте оскорбления отстраненно. Считайте, что грубые слова не имеют к вам никакого отношения.
Надо ли давать отпор
Что делать, если оскорбления приобретают серьезный характер, а уровень агрессии токсичных коллег зашкаливает? Надо ли давать отпор в таких случаях? Большинство психологов считает, что этого делать не стоит.
Безусловно, можно вступить в конфликт и ответить на обидные слова оскорблением. Но чаще всего это не приводит к желаемому результату. Психологи отмечают, что в 70 % случаев токсичные люди не останавливаются даже после того, как получают открытый отпор.
Предположим, что вы все-таки решили дать отпор неприятному человеку. Перед этим вы должны оценить и учесть следующее:
- Расстановку сил. Подумайте о том, хватит ли у вас сил, чтобы выйти победителем из конфликта. Обязательно оцените свои возможности заранее, если речь идет о борьбе с токсичным начальником.
- Документацию событий. Во время словесной агрессии токсичных людей незаметно включите диктофон. Если вас оскорбляют в электронных письмах, то сохраните эту переписку. Ваши обвинения в адрес неприятных коллег должны быть подтверждены доказательствами.
- Наличие союзников. Вам будет очень сложно бороться с токсичным коллективом в одиночку. Поэтому старайтесь найти сторонников. Только совместными усилиями вы сможете остановить неприятных людей.
Вы можете обратиться к вышестоящему руководителю или в отдел кадров для решения этой проблемы. Но при этом у вас должны быть доказательства, которые подтверждают несправедливые оскорбления. Не нужно стесняться жаловаться. Ведь нездоровая ситуация не только неприятна лично вам. Токсичная обстановка негативно сказывается на результативности и эффективности работы всей команды.
Заключение
Чтобы выжить среди токсичных коллег, вы можете воспользоваться любым из приведенных советов психологов. Какая линия поведения в такой ситуации является оптимальной? Специалисты считают, что переоценка помогает в большинстве случаев. Ведь вы не всегда можете избежать общения с неприятными сотрудниками или начальником. К открытому отпору следует прибегать только в самых крайних случаях. Но вы всегда можете изменить свое отношение к ситуации на работе. Это поможет вам сохранить душевное и физическое здоровье.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание