Рубрики

Политическая ответственность: понятие и формы. Ответственность власти перед народом

Форму политическая ответственность может иметь самую разную. Она обычно сопровождается принудительными мерами к государству-нарушителю и влечёт за собой материальную ответственность. Формы политической ответственности бывают следующими: репрессалии, реторсии, ресторация, сатисфакция, исключение или приостановление членства в международной организации и, наконец, агрессор подавляется силой. Также к государству-нарушителю могут быть применены принудительные меры в виде санкций.

политическая ответственность

Терминология

Политическая ответственность настигает государство, нарушившее международные правила или интересы другой страны, прежде всего в виде реторсий. Это первый шаг в виде ответа на недружественные действия, часто восстанавливающий нарушенные права. Реторсии включают в себя отзыв послов из государства, решившегося на недружественный акт. Если страна высылает дипломатов со своей территории, это государство может ответить выдворением такого же числа дипломатов.

Политическая ответственность также может наступить в виде реторсии, когда запрещается въезд в страну любых делегаций, включая и первое лицо государства-нарушителя. Все запланированные визиты делегаций в этом случае отменяются. Политическая ответственность второго уровня - это репрессалии. Невооружённые репрессалии являются правомерными принудительными действиями, они соразмерны причинённому ущербу, а по величине ровно такие, какие способны дать полное удовлетворение стороне, права которой оказались попранными.

Другие формы

Репрессалии как форма политической ответственности могут выразиться в разрыве или приостановлении дипломатических отношений, а также во введении эмбарго, то есть запрещения к ввозу сырья и товаров с террритории страны, нарушившей добрососедские правила. Это далеко не все подвиды репрессалий, их очень много. Кроме того, к политической ответственности относятся сатисфакции, что обозначает удовлетворение. В этом случае государство-нарушитель предоставляет пострадавшей стране удовлетворение за тот ущерб, который был причинён её достоинству и чести. Это может быть официальное извинение, выражение сочувствия и сожаления, заверения в отсутствии будущих неправомерных акций такого плана, оказание почестей флагу и исполнение гимна государства, которому нанесён ущерб, - всё это, соответственно, проводится в официальной и торжественной обстановке. Если компенсация и реституция не могут дать полного возмещения ущерба, требуется сатисфакция, которая одновременно преследует три цели: признание неправомерными своих действий, принесение извинений, наказание виновных, недопущение повторного такого нарушения.

Если государство требует иной формы политической ответственности, может быть применена ресторация - это восстановление нарушителем испорченного материального объекта. Например, можно потребовать восстановления прежнего качества речной воды, по вине нарушителя переставшей быть питьевой. Приостановление привилегий и прав - очень суровая мера. Политический процесс зиждется на членстве в разнообразных международных организациях, а лишение или приостановление членства во многих из них - это отсутствие права на представительство, получение помощи, обслуживания и тому подобного. Так, в 1940 году СССР был исключён из Лиги Наций за войну в Финляндии. Это крайняя мера, которую предусматривает политическая ответственность в международном праве.

формы политической ответственности

В России и других странах

Внутри государства тоже существуют разнообразные виды политической ответственности, которая может распространяться на органы муниципальных образований и государства. Например, политическая ответственность парламента завершается его роспуском. Это же касается и законодательного собрания всех субъектов Федерации. В некоторых странах (на Украине, в Польше) предусмотрен роспуск, если этот орган не принял госбюджет в установленные сроки, не сумел сформировать правительство или не начал вовремя работать после избрания. В России законом установлена политическая ответственность правительства и законодательных органов всех субъектов, а также глав администраций, представительных органов и муниципальных образований. Нарушившие Конституцию или законы Российской Федерации органы распускаются, а главы администрации и мэры лишаются должности.

Также членов парламента и заксобраний субъектов Федерации, органов местных самоуправлений, советов и тому подобных могут досрочно отозвать сами избиратели. Лишить мандата могут представительные органы, а после этого члены парламента зачастую подвергаются ответственности уже уголовной. Политическая ответственность президента предусмотрена в форме импичмента, как в России, в США и некоторых других странах, в форме досрочного отзыва, как в Австрии, смещения с должности по суду, как в Италии. Только после этой процедуры к президентам применяется гражданская правовая ответственность и другие меры наказания. Монархи, разумеется, никогда и никакой ответственности не несут и импичментам не подвергаются. Министрам могут вменить вотум недоверия в качестве причины увольнения с резолюцией порицания и отправить в отставку. Правительство может быть уволено по воле президента во многих странах. И правительство, и министры могут подвергаться и уголовной, и дисциплинарной ответственности. Но не сразу наступает юридическая ответственность, политическая ответственность должна предшествовать.

политический процесс

Власть и народ

Политический процесс имеет свои особенности. Есть органы и должностные лица, которые политической ответственности не подлежат, например судьи. Их могут отозвать избиратели (но это редкость). Ответственность власти перед народом является политическим принципом, означающим, что облечённые полномочиями лица должны обязательно ответить за все последствия собственных действий. Данный пункт в настоящее время многие политики России и политические партии включают в свои программы. Начало этому дала ещё сталинская Конституция 1936 года, где была заявлена политическая и правовая ответственность, а в частности сказано, что депутат обязательно должен отчитываться перед своими избирателями и может быть отозван в любое время по решению большинства. С тех пор понятие политической ответственности не пересматривалось, однако на практике с ним произошли необратимые перемены. Ничего подобного сейчас нет нигде - ни в России, ни в Европе, ни в США.

к политической ответственности относятся

Как оно могло бы быть

Конкретный механизм, обещающий практическую реализацию такой ответственности власти перед народом, был предложен несколько раз, но не был принят: это и специальный закон, согласно которому народ может осудить и правительство, и президента; и введение контроля за счёт проведения референдума, когда срок правления президента и депутатов заканчивается, с тремя возможными оценками: "Заслуживает наказания", "Без последствий", "Заслуживает поощрения". Получивший последнюю оценку государственный деятель объявляется героем, со второй оценкой уходит на отдых, а с первой любому представителю власти грозит тюремное заключение. Но народ ни в одной стране не имеет статуса субъекта правоотношений с существующей властью, в одно целое не организован, права каждого ничем не обеспечены.

Референдум относительно введения такой поправки в Конституцию провести в России не удалось. Одно радует, что, несмотря на санкции, Крым всё-таки наш, поскольку там удалось организовать такой референдум. Предложенная концепция относительно механизма контроля за ответственностью власти соответствует всем принципам демократического управления, когда на первом месте - интересы дела, а не пожелания вышестоящего начальства. Но чтобы осуществить такой контроль, народу нужно добыть статус субъекта правоотношений с властными структурами, и этот народ должен руководствоваться правовыми нормативами, которые тоже должны подлежать контролю. А если не соблюдать диспозитивные и императивные нормы права, никогда право каждого обеспечено не будет.

политическая ответственность в международном праве

Международное обеспечение ответственности

Противоправное деяние, совершённое субъектом международного права, влечёт международную ответственность. Если государство нарушает обязательства или выходит за рамки международного права, в зависимости от обстоятельств, к нему могут быть применены разнообразные виды правоотношений. Политическая ответственность в международном праве диктует следующее:

  • Субъекты несут ответственность за собственное поведение относительно собственных международных правовых обязательств.
  • Если противоправное деяние было совершено под руководством или контролем другого субъекта, то контролирующее государство тоже понесёт международную ответственность.
  • Ответственность могут повлечь нарушения любого правового обязательства - обычная ли это норма международного права, договор или общий принцип права.
  • Международная ответственность наступает, даже если противоправное деяние может быть выражено активным действием или бездействием субъекта.

Меры принуждения предусмотрены международным правом и применяются в установленном процессуальном порядке к субъектам, совершившим правонарушения относительно этих норм.

Санкции

Международная правовая ответственность государств рассматривается в двух видах - политической и материальной. Первая обычно сопровождается принудительными мерами относительно государства, совершившего правонарушение, и всегда сочетается с ответственностью материальной. Санкции являются принудительными мерами и применяются региональными и универсальными международными организациями, такими как ООН, ОАЕ, ИКАО, а также группами государств или отдельными государствами.

По объёму и видам санкции прежде всего зависят от нанесённого ущерба и степени тяжести совершённого государством правонарушения. Государство-агрессор может получить ограничение суверенитета, отторжение определённой части территории, войну, оккупацию, частичную или полную демилитаризацию части территории или всей страны, сокращение вооружений и вооружённых сил по размерам и видам, даже запрещение владения тем или иным видом вооружений или вооружённых сил, ограничение юрисдикции в делах, касающихся ответственности военных преступников, и многое, многое другое.

политическая и правовая ответственность

Из Устава ООН

Посягательство на мир между народами и безопасность карается санкциями, предусмотренными статьями 39, 41, 42 Устава Организации Объединённых Наций, а также уставами многих организаций региональных. Высшей формой политической ответственности страны всегда было лишение государственного суверенитета, когда представители стран-победителей осуществляли высшую власть. Так было в Японии и в Германии, когда они подписали безоговорочную капитуляцию. Нужно отметить, что санкциями карается страна, которая совершила тяжкое преступление против человечества. В других случаях такие санкции недопустимо считать правомерными, поскольку сами по себе они - это реакция международного сообщества на противоправные действия, совершённые умышленно.

Так, совершенно несправедливо были применены санкции в девяностых годах двадцатого века к государству Ирак, когда были разгромлены его вооружённые силы. Страну обязали отвести войска от границ с Кувейтом, запретили иметь химическое и ракетное оружие, международные инспекции на территории государства наблюдали за ликвидацией того и другого, за передвижением войск, пересчитывали вооружение и так далее. То есть страну полностью лишили суверенитета, причём по ложной информации, - все помнят пробирку, продемонстрированную в ООН.

Примеры санкций

Санкции, безусловно, могут быть введены и осуществятся, если так решит Совет Безопасности. Они могут быть очень жёсткими, вплоть до экономической блокады, какую, например, вытерпела в течение десятилетия Армения со стороны Турции и Азербайджана (и тоже - правомерность их является весьма и весьма спорной). Прекращение экономических и дипломатических отношений вкупе с блокадой путей железнодорожных, воздушных, морских, блокада средств сообщения - радио, телевидения, телеграфа, почты... В данный момент нечто подобное происходит с КНДР, которая пока не теряет самообладания и присутствия духа. Россия находится под санкциями с 2014 года, и, право, они ей ничуть не мешают жить.

Но нечто другое затевается с государством Кувейт, которому все страны арабского мира, кроме Турции, Ирана и Ирака, объявили бойкот и блокаду. Вот Кувейт, несмотря на несметные богатства, может санкций и не выдержать. Так пала богатейшая Ливия, был полностью повержен Афганистан. Видимо, мировое сообщество нацелено на разрушение единства на Ближнем Востоке, оно составило "долгоиграющие" планы и постепенно воплощает их в жизнь. А политическая ответственность в международном праве может грозить кому угодно, только не тем, кто это право использует. Есть страны, которые совершенно никакой ответственности не боятся.

политическая ответственность правительства

Материальная ответственность

Материальную ответственность страна несёт в случае нарушения международных обязательств, которые нанесли другой стране материальный ущерб. Формами такой ответственности являются репарации, реституции и субституции. Первые требуют возмещения материального ущебра в виде услуг, товаров и денег. Объём и вид репараций устанавливается в соответствии с международными договорами.

Чаще всего репарации объём ущерба полностью не покрывают. Например, решением Крымской конференции в 1945 году германские репарации составили двадцать миллиардов долларов, что никак нельзя сопоставить с теми потерями, которые понёс Советский Союз в результате гитлеровской агрессии. А в соглашении о прекращении одиннадцатилетней ужасающей войны во Вьетнаме сказано, что США обязано всего лишь "внести вклад" в разрушенное хозяйство страны и всего Индокитая.

Выводы

Любому виду ответственности необходимо участие органов правосудия, которые могут авторитетно констатировать, случилось правонарушение или нет. Внутри страны это может быть верховный или конституционный суд, специальный трибунал или нечто ему подобное, чтобы объективно установить правонарушение или отсутствие его, что далее послужит основанием для применения тех или иных принудительных мер.

Пока же участия органов правосудия в привлечении к политической ответственности не предусмотрено, международную ответственность эксплуатируют организации, а внутри стран, включая и европейские, и американские, этот постулат не работает. В Нидерландах власть спокойно проигнорировала решение референдума по Украине, например. И только в Британии брексит, кажется, состоится, хотя вряд ли полностью в тех объёмах, которые потребовало народное голосование.