Похороны у верующих христиан не несут трагического отпечатка. Наоборот, это радость от надежды, что дух покойного попадет в рай и встретится с нашим Отцом небесным. Праздник Радуница – это день, когда принято поминать усопших родственников, молиться за них. Определенные традиции в этот день существовали всегда, но некоторые видоизменялись с ходом истории.
Поминки по умершим
На Радуницу издревле в доме усопшего ставили на окно плошку воды и вешали чистую анучу (полотенце). Это предназначалось душе умершего, которая в этот день может пожелать умыться и вытереть лицо. Воду также ставили под образа, накрыв плошку или чашку ломтем черного хлеба. Иногда на ночь оставляли соль и хлеб прямо на столе.
На Радуницу и все остальные памятные дни родные умерших ходили в церковь, молились, подавали записки с именами покойников. Самый простой вид поминания усопшего – церковная свечка, поставленная за упокой. Чаще всего усопших поминали трижды. Считалось, что это совпадает с переменами, через которые проходит тело после смерти.
Дни поминовения
Церковью установлены дни для поминания ушедших в мир иной родственников. Помимо Радуницы, это Дмитровская суббота, последняя перед Масленицей, перед Троицей (большая родительская суббота). У некоторых народов принято было также поминать на Петрок (12 июля), перед Покровом (14 октября) и на день Казанской Божьей Матери (4 ноября). Во многих районах было принято ходить на кладбище на Пасху и на Семик – первый четверг перед Троицей.
Поминальная трапеза
Поминальные обеды отправлялись наряду с молитвами об умерших. Их начинали с молитвенных песнопений или просто чтения святцев. Если было много людей, то приходилось ставить несколько столов. За «главным» из них сидели самые близкие. Сначала все вместе пробовали кутью из пшеницы и меда, потом кашу стали варить рисовую. Кутью каждый должен был зачерпнуть из общей миски три раза. Сервировка поминального обеда была исключительно строгой. Скатерть на стол стелили только белую, ставили под образа белые искусственные (иногда живые) цветы. Отдельно оставляли пустым место, где покойный любил сидеть, ставили там прибор, рюмку на тарелочке. Туда не садили гостей и не усаживались сами.
Обстановка на Радуницу тоже требовалась сдержанная. За столом не произносили длинные речи, не рассказывали анекдоты (даже если их любил умерший). На поминальном обеде не сидели долго, особенно не родственники усопшего. Хотя позже все эти традиции претерпели серьезные изменения.
Меню стола на Радуницу
Начиналась поминальная трапеза с кутьи, ею же и заканчивалась. Это блюдо готовили в разных регионах по-разному: из риса с изюмом, из пшеничных зерен, с добавлением меда и без. Ели также гречневую и ячневую кашу. На скоромное подавали телячье жаркое, холодец и яичницу.
Если на поминки выпадал пост, то ели похлебку из сушеных грибов с растительным (чаще всего льняным или конопляным) маслом. В любой день на поминальном столе были сладкие «пострепеньки», шаньга, порезанная на части, которую макали в мед.
На Радуницу раньше часто пекли лесенку – длинный открытый пирог с перемычками из теста наподобие лестницы. Ее приносили в церковь на панихиду и оставляли там или несли на могилу. До сих пор, по традиции, пекут в этот день открытый пирог (чаще всего рыбный). В конце трапезы все пьют густой кисель – овсяный или ржаной. Говорили, что таким киселем покойный «проторит себе дорогу в Рай».
Спиртное на поминках
Староверы никогда не подавали водку на поминках – пить можно было только квас. В старообрядческих деревнях даже мясные блюда на поминки были под запретом. С точки зрения исконного православия пить спиртное на поминках было как беснование. Считалось, что от этого душа умершего страдает и мучается.
На Руси православные поминки всегда были трезвые. Принято было прислушиваться к словам Иоанна Златоуста:
«Кто поминает вином, тот испрашивает больших мучений для поминаемого».
Это считалось великим грехом и осквернением памяти мертвых. Ведь главный смысл поминок – не поесть и выпить, а вспомнить и помолиться об умершем, хранить вечную память о нем. Вместо слов «пусть будет земля пухом» лучше помолиться об умерших. Наши подношения и застолья им уже не нужны, а вот искренняя молитва имеет великую силу.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание