Рубрики

"Мне очень, очень жаль", или Как правильно и вежливо извиняться на работе

Все мы совершаем на работе ошибки, за которые впоследствии нам приходится извиняться. Однако далеко не каждый знает, как правильно приносить извинения. Довольно часто люди просят прощения чисто формально. Их слова звучат неискренне и неубедительно. Это порождает недоверие и создает трудности в общении с коллегами и руководством. Мы расскажем вам о нескольких правилах, которые помогут вам вежливо и правильно извиняться на работе.

"Мне жаль"

Обязательно произнесите эти два слова. Они очень важны. Нередко люди забывают выразить свои сожаления по поводу последствий своей оплошности. В большинстве случаев мы говорим: "Я понимаю, что допустил ошибку". Однако этого недостаточно.

Мы говорим лишь о том, что осознаем свою неправоту. Но очень важно показать окружающим, что вы искренне огорчены последствиями своей ошибки. Ведь осознавать и сожалеть - это разные вещи.

Осознание последствий ошибки

Вам нужно не только высказать свое сожаление, но и сказать о том, что вы понимаете все негативные последствия своей ошибки. При этом не имеет значения, насколько серьезной была ваша оплошность. Просто примите ответственность за ее последствия на себя.

Скажите о том, что вы испытываете вину за результаты своего промаха. Не пытайтесь переложить ответственность на других людей. Возможно, что они тоже причастны к допущенной ошибке. Но в данный момент извинения исходят лично от вас. Поэтому вы можете говорить только о своей оплошности и о своей ответственности.

Язык тела

Слова передают только часть информации. Собеседник всегда обращает внимание на нашу позу и взгляд во время разговора. Ведь язык тела и зрительный контакт тоже многое говорят о наших чувствах.

Нередко люди, произнося слова извинения, скрещивают руки, опускают взгляд и смотрят в пол. Им кажется, что такой позой они демонстрируют осознание своей вины и сожаление. На самом деле, собеседник воспринимает это совсем иначе. Скрещенные руки говорят о том, что человек закрыт для общения. Отсутствие прямого зрительного контакта многие расценят как неискренность.

Поэтому старайтесь смотреть на человека, перед которым вы извиняетесь, и держать руки по бокам. Естественно, что вы нервничаете во время неприятного разговора о своих ошибках. Вы можете отрепетировать свои извинения заранее и продумать все, что вы собираетесь сказать.

Не оправдывайтесь

Во время извинений мы часто даем объяснения или оправдания нашим ошибкам. Мы говорим следующую фразу: "Я извиняюсь, но...". Тем самым мы перекладываем вину с себя на обстоятельства, а иногда и на других людей. Такие извинения всегда выглядят неискренне.

Вам следует просто признать, что вы были неправы. И не упоминать при этом о каких-либо обстоятельствах, которые стали причиной вашей ошибки. Нередко после произнесенного извинения возникает неловкое молчание. Ваш собеседник не спешит прощать вас. Он может быть еще сердит или раздражен. В этом случае скажите, что вы будете стараться исправить последствия своей оплошности, но вы не можете это сделать мгновенно.

Предложите решение проблемы

Далеко не всегда возможно исправить уже сделанную ошибку. Но мы всегда можем постараться не допускать подобных промахов в будущем. Обязательно скажите об этом собеседнику. Сообщите ему о том, какими способами вы будете предотвращать возможные ошибки. Это поможет восстановить доверие к вам.

Правильное извинение

Предположим, что начальник поручил вам отправить письмо клиенту в определенный день недели. Однако вы забыли это сделать. В результате письмо пришло с большим опозданием. Если вы просто извинитесь за это, то этого будет недостаточно.

Правильное извинение будет звучать следующим образом: "Мне очень жаль, что я забыл отправить письмо клиенту вовремя. Я понимаю, что моя ошибка доставила вам немало неудобств и неприятностей. Я буду делать пометки в своем ежедневнике, это поможет мне в будущем своевременно выполнять ваши поручения. Я обещаю, что больше не допущу подобных промахов".

Заключение

Помните, что даже правильное извинение не приведет мгновенно к положительному результату. Некоторое время еще может сохраняться напряженность между вами и коллегами. Как долго это будет продолжаться, зависит от величины вашей ошибки и ее последствий.

Однако если вы приложите усилия и докажете делом, что вы готовы все исправить, то это рано или поздно даст положительные результаты. Коллеги и руководство заметят ваши добрые намерения и поймут, что ваша ошибка была случайностью, а извинение было честным. Когда вы просите прощения, ваши слова должны быть искренними и впоследствии подтверждаться делами.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание