Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему некоторые трудолюбивые сотрудники, которые обладают огромным потенциалом и, чисто гипотетически, имеют все шансы занять в недалеком будущем руководящую должность, редко когда на самом деле добиваются повышения на работе? Этот, можно сказать, феномен отлично объясняет принцип Дилберта, который был придуман в 1990-х годах Скоттом Адамсом, художником комиксов. Если отвечать на этот вопрос кратко, то у более компетентных сотрудников, как правило, отмечается повышенная эмоциональность - они более ранимы, тяжело переживают собственные профессиональные ошибки, “промахи”. Они подсознательно пытаются отойти от руководящих должностей, потому что, чем больше обязанностей, тем больше на их плечи возложится ответственности, которой они не хотят. Однако в принципе Дилберта существует множество нюансов, которые нуждаются в уточнении, поэтому ниже более подробнее рассказываем о нем и объясняем концепцию его работы.
В чем суть принципа Дилберта?
Помимо того, что более компетентные люди на подсознательном уровне стараются “отгородиться” от руководящих должностей из-за боязни совершить серьезную ошибку и усомниться в собственной компетенции, руководители компаний стараются повышать некомпетентных сотрудников. Почему? Все просто - чтобы дать другим компетентным сотрудникам возможность работы в покое. Например, непрофессиональный менеджер будет ежедневно проводить мало значимых совещаний и деловых встреч, благодаря чему существует вероятность того, что другие сотрудники смогут по-прежнему выполнять работу, которая приносит реальную выгоду компании.
Однако существует нюанс, который заключается в том, что когда руководящую должность занимает некомпетентный сотрудник, другие работники привыкают винить его во всех проблемах. Тем самым они ограничивают себя в профессиональном росте, потому что перестают обращать внимание на ошибки, которые возникли по их вине.
Как выбирается человек для руководящих должностей?
По словам автора, разработавшего данный принцип, в компаниях систематически повышаются до руководящих должностей менее компетентные сотрудники, потому что именно там они могут причинить наименьший ущерб, поскольку самые высокие позиции в действительности имеют очень небольшое значение для производства, если рассматривать ситуацию глобально.
Согласно принципу Дилберта, люди, которые получили повышение до руководителей, были худшими сотрудниками на более низких должностях. Поэтому владельцы бизнеса повышают их до должностей, на которых нельзя нанести большой вред. Они, как правило, руководящие.
Скептицизм и критика в адрес теории продвижения
Несмотря на свою популярность, принцип Дилберта имеет много критиков. Они считают, что концепция описанного принципа повышений по карьерной лестнице является весьма спорной. Также критики уточнили, что отсутствуют статистические данные, которые могли бы подтвердить или опровергнуть теорию, так как невозможно собрать объективную информацию для анализа.
Когда комикс Скотта Адамса, в котором в иллюстрированном виде отлично объясняется принцип Дилберта, только появился в печатном виде, большинство экспертов в области человеческих ресурсов и организации бизнеса признала, что это всего лишь забавная версия теории иерархических государственных организаций. Для владельцев бизнеса нет смысла намеренно продвигать своих менее компетентных сотрудников на должности с большим спектром ответственности.
О чем говорит концепция?
Принцип Дилберта позволяет сделать вывод, что высокие позиции в организационной структуре компании имеют меньший вес, чем более низкие. Но, как уже было написано выше, довольно сложно подтвердить или опровергнуть это мнение. Поэтому многие исследователи и экономисты сходятся во мнении, что приказы о назначении повышения сотрудников формируются в зависимости от многих факторов, а принцип Дилберта очень трудно применим в реальном мире и может не отражать реального положения дел.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание