Если утверждение о том, что кадры решают все, в какой-то степени и является преувеличением, то доля истины в нем, тем не менее, есть. И настоящий лидер должен понимать, какую роль в построении успешного бизнеса играет грамотная команда. Но на практике порой бывает так, что частью этой команды остаются люди, которые тянут дело в пропасть.
Сотрудники определенных типов расшатывают дисциплину, снижают показатели эффективности, дестабилизируют обстановку, а иногда собственным примером «вдохновляют» на подобное деструктивное поведение и других. Стоит присмотреться к коллективу повнимательнее и определить, кто является тем самым слабым звеном, негативно влияющим на всю цепочку.
Специалисты выделяют 5 таких типажей, которые наносят самый большой ущерб.
1. Микроменеджеры
Микроуправление включает элемент контроля. Сотрудники начинают так беспокоиться о том, чтобы реагировать на указы микроменеджера, что на самом деле они делают меньше.

Один мой знакомый молодой профессионал поделился, что его начальник-микроменеджер внедрил практику документального сопровождения каждой мелочи. Каждый шаг сотрудника сопровождался кипой бумаг; менеджер требовал отчетов и согласований по каждому вопросу, даже незначительному. Что касается важных дел, горы заявлений, объяснительных и актов возрастали в разы. Доходило до того, что сотрудник, который собирался уйти в отпуск, был вынужден собрать едва ли не полтора десятка подписей от начальников отделов. Это привело к тому, что из восьми часов рабочего времени люди тратили 1,5-2 часа на ненужную, по сути, писанину. Сколько тратил микроменеджер на обработку документации, известно только ему одному. Но снижение показателей отдела говорило само за себя: людям просто некогда работать, а на их рабочий настрой негативно влиял постоянный контроль. И только череда увольнений по собственному желанию заставила руководство задуматься о компетентности такого менеджера.
2. Бесполезные лидеры
В 2004 году Стэнфордский университет поделился концепцией, называемой принципом Питера, которая хорошо подытоживает проблему: каждый сотрудник повышен до уровня своей некомпетентности.
Некоторые руководители считают, что это означает, будто они изолировали низкоэффективного сотрудника, удерживая его от реальной работы. В итоге его подчиненным не хватает поддержки, и они удивляются, почему именно он назначен начальником участка.

Когда-то у меня был знакомый менеджер, который мне, в общем-то, нравился. Но он не думал о том, как компании нужно развиваться. Он относился к своей роли как к хобби, к чему-то, чем можно было бы позаниматься, когда его ничто не отвлекало. Было больно смотреть, как он упускает возможности улучшить нашу команду. Стоит ли говорить, что команда в итоге распалась?
3. Социальные бабочки
Всем нравится эта милая офисная болтовня о вчерашнем телешоу или спортивной игре, о том, что у бухгалтера новый роман, а в соседнем магазине скидки на летнюю обувь. Это может быть даже полезно: непринужденно общаясь, коллеги лучше друг друга узнают, отвлекаются от стресса, снимают напряжение. Но есть условие: таких разговоров не должно быть слишком много.

Однако в каждом офисе есть сотрудник, который говорит гораздо больше, чем работает.
У одного из моих клиентов была работница, которая нравилась всем и с которой было легко общаться. Люди регулярно заходили в ее кабинет поболтать и смеялись над постоянными обновлениями в Facebook, которые она делала в течение дня. Но разочарование кипело под поверхностью, потому что люди знали: эти непрерывные разговоры означают, что на самом деле никакой работы не было сделано.
Социальные бабочки обычно нравятся коллегам; однако они требуют, чтобы другие взяли на себя работу, которую сами они не делают.
4. Горячие головы
Люди, которые выходят из-под контроля, в некоторой степени эффективны - благодаря напору они заставляют людей выполнять распоряжения. Товарищи по команде соблюдают осторожность, чтобы не разгневать этих людей. Их ярость воспринимается некоторыми как «направленная страсть», но в основном это создает негативную атмосферу и проблемы с безопасностью.

Однажды мне довелось присутствовать на совещании в компании партнера, где был такой сотрудник - вдохновенный, горячий, но слишком импульсивный. В порыве страсти он швырнул стул о стену в конференц-зале. Никто не пострадал, но в тот же день на стол генерального легла стопка докладных. Сотрудники сочли, что их безопасность под угрозой, и сорви-голова был отстранен от работы.
5. Токсичные суперзвезды
Стоит отдать должное: суперзвезды часто работают на высоком уровне, устраняя необходимость в дополнительном персонале, или у них есть возможность привлекать высокодоходных клиентов. Но при ближайшем рассмотрении эти люди могут выполнять работу трех человек, потому что они изгнали их с помощью запугивания, беспощадной конкуренции или преследования.

Однажды партнер рассказал мне о своей сотруднице-суперзвезде. Она принесла фирме немалые деньги, по показателям продаж значительно опережала других. Но вместе с тем ее главным оружием были лесть, обман, ложь и давление. Проанализировав, что большинство увольняющихся по собственном желании в устном разговоре упоминают эту бизнес-леди как одну из главных причин, мой знакомый решил вникнуть в ситуацию. Оказалось, что большинство заказчиков были не привлечены ей со стороны - она попросту «отбила» их у коллег. Ее влияние на прибыль было огромным, но столь же огромным было ее влияние на атмосферу в коллективе.
Сохранение всех сотрудников в вашей команде кажется самым логичным путем к успеху. Но удержание этих пяти типов "коллег" может повредить вашему делу. Задумайтесь над тем, сможете ли вы позволить одному токсичному человеку отравить то, из чего пьют все.