Рубрики

«Вы для нас очень ценный сотрудник!»: как работодатели должны заботиться о пожилых работниках

Несмотря на многочисленные возражения части депутатского корпуса Государственной Думы РФ, а также демонстрации и митинги возмущенных россиян - Закон об изменении пенсионного возраста в России был принят. И как ни убеждали СМИ жителей страны о том, что все будет прекрасно, но реальность оказалась именно такой, как и ожидалось - пенсионеров на работе никто не ждет и при первой возможности работодатели их увольняют под благовидным предлогом. Разумеется, возраст причиной отказа не является, но... А как обстоят дела у "наших партнеров"?

Сотрудники преклонного возраста

Статистический отчет за 2017 год, представленный департаментом труда США, показал, что представители возрастной группы 65+ продолжали работу в режиме неполного рабочего дня. И этот показатель превысил аналогичные за последние 55 лет. В докладе было отмечено, что намечается тенденция, когда граждане преклонного возраста 85+ продолжают выполнение должностных обязанностей.

В Америке существует масса рычагов воздействия на работодателей с тем, чтобы они включали в штат сотрудников лиц преклонного возраста. Поэтому в каждой организации хотя бы один такой человек будет работать.

Средства поддержки

Учитывая возрастные особенности определенной части работников, Департамент труда разработал перечень рекомендаций, позволяющих данному сегменту сотрудников эффективно трудиться. Это целый комплекс поддерживающих мероприятий. И надо сказать, что многие предприятия предоставили для этих целей свои технологии, адаптированные под возрастных работников.

Например, Acorn Stairlifts, специализирующийся на поставках лестничных подъемников, предлагает усовершенствованные модели своей продукции, чтобы максимально поддержать пожилых людей в стабильной физической форме.

Моральный фактор

Если в вашем штате сотрудников есть пожилые специалисты, то не следует оставлять их без определенного внимания, думая, что они сами разберутся с определенными сложностями, обусловленными отношением окружения к их возрасту. Необходим открытый диалог, а для этого важно, чтобы руководитель был доступен для общения. Кроме того, менеджеры среднего звена, лучше знающие обстановку на местах, т. к. имеют возможность непосредственно общаться с сотрудниками в неформальной обстановке - смогут обратить внимание руководства на возможные сложности, что позволит их вовремя устранить.

Однако нельзя недооценивать вовремя сказанные слова о том, что вы, как руководитель, считаете пожилого сотрудника весьма ценным.

Возрастные ограничения

Работодателям рекомендовано не создавать у людей, подающих заявку на работу, мнение, что компания заинтересована только в молодых сотрудниках на том основании, что обслуживаемый контингент относится к возрасту ниже среднего.

И многие предприятия не только следуют данной рекомендации, но и смогли оценить ее плюсы. Например, при наборе официантов, когда звонят претенденты и сообщают, что им 45+, то это не является проблемой, а даже наоборот. Дело в том, что, учитывая психологический фактор, влияющий на коммуникативное взаимодействие, работодатели заметили, что клиенты предпочитают обращаться к тем служащим, которые близки с ними по возрасту. И они действительно лучше понимают друг друга. Таким образом, заведение приобретает постоянных клиентов, формируя своего рода "семейную атмосферу".

Комфортное рабочее место

Не секрет, что пожилые люди часто страдают заболеваниями опорно-двигательного аппарата. И это необходимо учитывать работодателю, если он хочет, чтобы человек и дальше был эффективным. Поэтому не лишним будет найти время и оценить рабочее пространство с точки зрения его удобства и функциональности. И если вы заметили какие-либо элементы, способные усложнить возрастному работнику выполнение его обязанностей - это повод задуматься об изменениях.

На некоторых предприятиях успешно используются подъемники, что существенно снижает риск стресса. Впрочем, все эти детали зависят от типа занятости и отрасли. Работодателю следует найти время для оценки доступности его кабинета для сотрудников, а также подумать о том, насколько удобно расположена комната отдыха, санитарное помещение и парковка. Расстояние может быть незаметным для молодого работника, но ощутимым для пожилого.

Кроме того, преодоление лестничных маршей также может быть проблемой для возрастного сотрудника, особенно если необходимость в этом возникает несколько раз в день. А как насчет автоматических дверей? Их отсутствие также весьма заметно.

Цена времени

По данным Департамента труда США пожилые люди весьма ценят время, что неудивительно - его осталось слишком мало. А потому работодатели часто сталкиваются с тем, что возрастные сотрудники готовы работать неполный рабочий день или по гибкому графику. Впрочем, есть и такие, которых устраивает полная занятость, но их меньшинство.

В основном пожилые работники ценят возможность сокращенного рабочего дня, позволяющего им больше времени проводить с детьми или со своим супругом, который может нуждаться в уходе.

Итак, мы ознакомились с практикой, существующей в США по отношению к работающим лицам преклонного возраста.

Ввиду того, что пенсионный возраст у "наших партнеров" повышен давно, то отработаны у них и способы взаимодействия работодателей и работников данной возрастной группы. Сформировалась определенная система, в которой достаточно гармонично сосуществуют и те, и другие.

Что касается России, то у нас в этом вопросе - "целина непаханая". Целью было - продвинуть закон, а там - хоть трава не расти.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание