Публичное акционерное общество – юридическое лицо, акции которого размещаются путем открытой подписки, публично обращаются на рынке ценных бумаг. Сегодня такие предприятия все чаще появляются в нашей стране. Первый пик популярности ПАО пришелся на последние годы XIX - начало XX века. В современных реалиях такие предприятия пришли на смену ЗАО и ОАО.
Особенности ПАО
Законодательством выдвигаются определенные требования, которые обязательно следует выполнить перед регистрацией ПАО. В качестве учредителей в ПАО могут выступать как юридические, так и физические лица, а их количество не ограничивается нормативными актами. Минимальный уставной капитал должен быть не меньше 100 тысяч рублей, а прибыль должна распределяться только пропорционально долям всех участников. Общество обязано создать резервные фонды и учредить надзорный орган в виде ревизионной комиссии, совет директоров.
Информация обо всех акционерах ПАО открыта для третьих лиц. Общество обязано вести реестр акционеров, в который вносится информация о продаже и других движениях акций. Невозможно исключить акционера из общества, пока он не продаст акции. Предприятие обязано подавать ежегодную публичную отчетность, проводить аудит независимо от количества акционеров.
Пошаговая инструкция
Регистрация ПАО состоит из нескольких поэтапных шагов. Прежде всего, если определенные лица решили создать публичное общество, то изначально придется создать обыкновенное АО.
Создание АО
Вся процедура создания общества описана ФЗ-129. Согласно этому нормативному акту, будущие акционеры должны:
- принять решение о создании АО на собрании;
- или подписать договор о создании;
- составить Устав;
- оплатить государственную пошлину;
- заключить договор аренды помещения, если нет собственного недвижимого имущества;
- заполнить заявление.
Все документы передаются в налоговый орган для регистрации. Если документы в полном порядке, то регистрация АО проходит за три дня. В итоге новое юридическое лицо получит выписку из ЕГРЮЛ, один экземпляр зарегистрированного Устава.
После этого новое предприятие необходимо поставить на учет в налоговой инспекции, открыть расчетные счета.
Выбор регистратора
Регистрация ПАО должна начаться с выбора регистратора, который будет вести реестр акционеров, заключить с ним предварительный договор. Желательно, чтобы на этот момент в уставе уже было прописано количество акций. Если уставной капитал не достигает 100 тысяч рублей, то его необходимо увеличить.
Совет директоров
Теперь рекомендуется сформировать Совет директоров. Это в особенности актуально, если предполагается выпуск акций маленького номинала, от 1 рубля. Наличие Совета позволит не созывать по каждому вопросу общее собрание акционеров.
Передача реестра
На этом этапе подготовки к регистрации ПАО рекомендуется провести собрание и принять соответствующее решение. Заключается договор с выбранным регистратором, и ему передается реестр акционеров. После этого сразу же можно подать в центральный банк документы на регистрацию выпуска акций.
Регистратор, в свою очередь, не имеет права проводить какие-либо действия с реестром, пока эмитент не предоставит ему зарегистрированные в установленном порядке эмиссионные документы.
Первичный выпуск
Инструкция по регистрации ПАО пошагово поясняет все стадии и дает понять, что это практически предпоследнее действие. На этом этапе предприятие обязано зарегистрировать первичный выпуск акций и сформировать отчет об этом.
Если акций для размещения в открытом доступе достаточно, то АО может регистрировать Проспект. Далее заключается предварительный договор листинга на ценные бумаги, которые уже находятся в свободном обращении.
В случаях, когда акций недостаточно, придется сделать дополнительный выпуск ценных бумаг. Выпуск может производиться как по открытой, так и закрытой подписке, то есть реализовывать их уже существующим акционерам.
Общее собрание акционеров
Следующий этап преобразования АО и регистрации ПАО – созыв общего собрания акционеров. На этом собрании акционеры должны признать, что существующее общество отвечает всем признакам публичного формирования и может принять решение об изменении организационно-правовой формы юридического лица.
Помимо этого, в протоколе собрания следует осветить вопрос об утверждении устава в новой редакции. Не следует забывать, что у ПАО в обязательном порядке должен быть коллегиальный управляющий орган – совет директоров, в котором должно быть не менее пяти членов. Поэтому, если совет еще не сформирован, на этом собрании следует обязательно выбрать его членов и утвердить состав.
Регистрация внесенных изменений
Независимо от того, проводится регистрация ПАО самостоятельно или при помощи услуг профильной компании, после собрания акционеров все изменения следует зарегистрировать путем подачи документов в налоговую службу. Если с документами все в порядке, то через пять дней будут внесены все изменения в реестр, и заявителю выдадут новую выписку из ЕГРЮЛ.
После этого об изменениях следует уведомить Центральный Банк.
Примерные сроки трансформации в ПАО
Регистрация АО и других форм юридических лиц проходит примерно за две недели. В этот срок включается проведение собрания акционеров, посещение нотариуса и регистрация в органах ФНС.
На регистрацию решения ПАО о выпуске ценных бумаг и отчета об итогах уходит около одного месяца. Если проводится доэмиссия (принятие решения о дополнительном выпуске акций и их регистрация в ЦБ), то потребуется еще столько же времени.
Чтобы зарегистрировать ПАО, также потребуется 2 недели. Естественно, что это примерные сроки, длительность процедуры во многом зависит от правильности поданных документов, от количества дополнительных эмиссий и так далее. В целом следует рассчитывать на 5 и более месяцев.
Что такое «Проспект акций»?
Для того чтобы пройти регистрацию ПАО самому, необходимо четко понимать, что такое проспект, как его заполняют и регистрируют. Суть такого документа в том, чтобы помочь инвесторам взвешенно принять решение о внесении своих средств в общество.
Общие требования к оформлению проспекта эмиссии:
- обобщенная информация о предприятии;
- бухгалтерские и финансовые показатели хозяйственной деятельности;
- если уже проводился аудит, то выводы из заключения;
- полная информация об эмиссии (сроки выпуска акций, цена, количество и порядок размещения).
Главное требование Центрального Банка – правдивость и достоверность предоставляемой информации. Фактическую действительность информации подтверждает руководитель и главный бухгалтер предприятия, проставляя свои подписи. Помимо этого рекомендуется, чтобы проспект был подписан независимым финансовым консультантом.
После составления проспекта его следует зарегистрировать в Центральном Банке (территориальном отделении). Существует предварительная процедура проверки документов, то есть, предприятие вправе сначала подать проспект и подтверждающие документы специалистам в банк и по истечении 30 дней получить выводы по поводу достоверности и правильности составления документа.
Что необходимо подать в банк для регистрации:
- непосредственно сам проспект акций;
- заявление;
- анкета предприятия-эмитента;
- правоустанавливающие документы заявителя;
- решение общего собрания акционеров о выпуске и размещении акций;
- квитанция об оплате государственной пошлины;
- решение о том, что текст проспекта был принят на собрании акционеров.
Если документы подавались на предварительное рассмотрение, то следует подать уведомление об их проверке. В случае, когда эмитент должен был исправить неточности, необходимо составить об этом справку.
Для принятия решения о регистрации проспекта отводится 30 дней. Если специалисту банка не хватит предоставленных документов для проверки информации, то он вправе приостановить рассмотрение и запросить у эмитента дополнительные сведения.
После рассмотрения специалисты банка должны вынести решение о регистрации выпуска либо мотивированный отказ. Основаниями для отказа могут выступать:
- недостоверная информация;
- несоответствие поданного пакета документов действующим нормативным актам;
- финансовый консультант, который подписал документ, не соответствует требованиям, выдвигаемым к подобным специалистам.
В каких случаях не нужно регистрировать «Проспект эмиссии»?
В ряде случаев не требуются документы при регистрации ПАО, которые подтвердят их размещение путем подписки и оформление проспекта:
- если эмиссия проводится через закрытые торги, но при условии, что в них участвует не более 500 лиц;
- если стоимость реализуемых акций в год не превышает 200 миллионов рублей;
- эмиссия проводится исключительно среди квалифицированных инвесторов, а количество лиц, обладающих преимущественным правом на приобретение ценных бумаг, не превышает 500 человек;
- если каждый покупатель вносит не более 4 миллионов рублей, при условии, что лиц с преимущественным правом не более 500 акционеров;
- если эмиссия проводится среди действующих (включая бывших) акционеров;
- в случае, когда акции предлагаются лицам в количестве менее чем 150 человек.
Зачем договор листинга?
Независимо от того, где проведена регистрация ПАО: в Москве или другом регионе, все предприятия до 01 июля 2020 года в обязательном порядке должны заключить договора с организаторами торговли ценными бумагами. Самому АО от торговца требуется только получить подтверждение правомочности своих действий, договор листинга составляют сами представители биржи. Следует помнить, что все ПАО, которые не заключат договор до 2020 года, будут лишены статуса публичности.