Рубрики

Является ли магистратура вторым высшим образованием? Второе высшее образование после магистратуры

В последнее время часто говорят о магистратуре. Говорят как о чем-то очень престижном и важном. Но все ли понимают, что такое магистратура? Является ли магистратура вторым высшим образованием? Какое место она занимает в современной системе образования?

Найти ответы на эти вопросы и окончательно разобраться в том, считается ли магистратура вторым высшим образованием, вам поможет эта статья.

ступени вверх

Что такое магистратура и бакалавриат?

На этот важный момент следует обратить внимание. Прежде чем ответить на вопрос о том, является ли магистратура вторым высшим образованием, необходимо понимать смысл этих слов.

Магистратура – это одна из степеней высшего образования, появившаяся в российском образовательном пространстве в необратимом процессе всеобщей глобализации.

Всего степеней три: бакалавриат, специалитет и магистратура, причем от специалитета ввиду ряда причин было принято решение постепенно отказаться.

Магистратура имеет свою специфику. Магистр – это выше, чем бакалавр и специалист. Степень магистра относится больше к научным кадрам и предполагает более широкое изучение области.

В степенях высшего образования частично реализован ступенчатый принцип. Таким образом, поступить на программу магистратуры может только человек, уже имеющий за плечами степень бакалавра или специалиста, и никак иначе.

Бакалавриат же, в свою очередь, является первой ступенью современного высшего образования и предполагает получение студентом квалификации, достаточной для выполнения профессиональной деятельности в должности, квалификационными требованиями к которой предполагается наличие у соискателя высшего образования.

Запутано? Не то слово. Так откуда же взялась такая неразбериха? Магистратура – это второе высшее образование или нет? Давайте разбираться вместе!

женщина и книги

Откуда появились магистратура и бакалавриат?

Корни современных реформ отечественного высшего образования кроются в девяностых годах двадцатого столетия. А произошло все именно так.

На праздновании восьмисотлетия Парижского университета четверо амбициозных и креативных министров образования европейских государств обсуждали острую проблему: как сделать так, чтобы в Европе сложилось единое образовательное пространство? Как добиться схожести образовательных программ, методов и подходов к обучению и документов об образовании? Результатом этой беседы в скором времени стало подписание Болонского соглашения – международного процесса, направленного на интеграцию высшего образования в Европе.

совещание министров

В настоящее время к Болонскому соглашению присоединилось 48 стран, в том числе и Российская Федерация.

Каждая страна-участница, вступив в процесс, взяла на себя обязательства к определенным срокам запустить реформы, направленные на единообразие высшего образования на всей территории соглашения. В России в активную фазу реформы вошли с 2010 года.

Новая система предполагала две степени образования: бакалавриат и магистратуру. Таким образом, действующий до 2010 года специалитет оказался пережитком прежней системы высшего образования, постепенно уступив место новым степеням.

Чем регламентируется?

Для того чтобы ответить на вопрос: «Является ли магистратура вторым высшим образованием?» - необходимо углубиться в нормативно-правовую базу, регламентирующую данный вопрос.

Основополагающим нормативным актом на территории нашей страны является закон «Об образовании в РФ».

В части 5 статьи 10 закона говорится о том, что магистратура наряду со специалитетом является одним из уровней профессионального образования. Примечательно, что бакалавриат в данной иерархии стоит в отдельном пункте и выделяется как нижестоящий.

В пп. б п. 2 ч. 3 ст. 12 закона устанавливается, что к образовательным программам ВПО относятся бакалавриат, специалитет, магистратура и другие.

Пунктом 4 ч. 2 ст. 23 закона установлено, что программы высшего образования реализуются исключительно в образовательных организациях высшего образования.

Высшему образованию посвящена статья 69 закона.

Частью 2 статьи 69 закона определено, что учиться по программам бакалавриата и специалитета могут только граждане, имеющие аттестат о среднем образовании.

Согласно ч. 3 ст. 69 поступить в магистратуру могут только люди, имеющие высшее образование, причем любого уровня.

На вопрос: «Является ли магистратура вторым высшим образованием?» - отвечает часть 8 статьи 69 закона.

девушка с книгой

В каких случаях магистратура будет считаться вторым высшим образованием?

Пунктом 2 части 8 статьи 69 закона оговорены следующие нюансы.

Вторым высшим образованием магистратура считается только для тех, кто поступил уже с дипломом специалиста или магистра. Вместе с тем в конце 2014 года в закон внесены изменения, ограничивающие часть специалистов в получении второго образования после окончания магистратуры.

Так считается ли вторая магистратура вторым высшим образованием? Ответ – да. Если гражданин поступил, уже имея диплом магистра, завершив обучение, он получит еще одно высшее образование.

Могут ли бакалавры получить второе высшее образование после магистратуры? Ответ положительный. Бакалавр, окончивший магистратуру, будет считаться магистром и, соответственно, получит дополнительное высшее образование, поступив на интересующую его программу высшего образования.

депрессия студентки

Когда магистратура не будет зачтена как второе высшее образование?

Не получат второе высшее лица, поступившие в магистратуру с дипломами бакалавра и дипломированного специалиста. Кто такой дипломированный специалист? Этот вопрос требует отдельного рассмотрения.

Чем дипломированный специалист отличается от специалиста?

В переходный период 2008–2010 годов вузам давалось право готовить студентов по программам дипломированных специалистов или программам специалитета. Лишь с января 2011 года дипломированные специалисты были упразднены.

Разница заключается в стандартах, по которым готовились студенты, а также в форме выдаваемых дипломов.

шапочка и диплом

На стыке старого и нового

Болонский процесс имеет ряд плюсов и минусов.

Прежде всего, единое образовательное пространство в высшем образовании – это возможность перемещаться по многим странам и осуществлять там профессиональную деятельность.

Также это прекрасная предпосылка для международного сотрудничества университетов, обмена студентами и стажировки преподавателей.

Главный минус реформ – сложившаяся путаница в системе высшего образования. Работодатель не знает, что ему делать с магистрами и бакалаврами. Он привык к специалистам.

В целом упали престиж и качество высшего образования. Появилось много людей, имеющих по 3–4 высших образования.

Всегда настораживают резкие смены курса. Также и здесь. Ведь прежняя система складывалась десятилетиями и имела ряд достоинств. Теперь придется все начинать сначала.

Кроме того, реформа «навязывается» сверху. Никто не спрашивал, нужно ли это студентам и преподавателям.