Рубрики

Провоцирующее напряженность и не только: виды собеседований и их особенности

Собеседование — это качественный метод сбора информации, в котором участвуют два человека (хотя может участвовать и больше). Это не считается неформальным разговором, поскольку у него есть намерение, цель. Для того чтобы собеседование состоялось, в нем должны участвовать как минимум один интервьюер и один интервьюируемый при наличии согласия обоих.

Различные виды интервью

Интервью имеет разные области применения, поэтому существуют разные типы интервью в зависимости от того, для чего оно используется: собеседование при приеме на работу, клиническое, когнитивное, журналистское интервью и т. д.

С другой стороны, используемые классификации различаются: по содержанию, участникам, процедуре. Ниже вы можете увидеть список, поясняющий различные типы собеседований.

1. По количеству участников

Существует множество способов отличить разные типы интервью друг от друга, и одним из таких критериев является количество участников. Мы рассмотрим 3 основных.

1.1. Индивидуальное

Индивидуальное собеседование является наиболее распространенным и также называется личным интервью.

Когда человек ищет работу и встречается один на один с интервьюером, когда психолог принимает своего пациента, чтобы узнать из первых уст причину его поведения или когда персональный тренер принимает своего клиента, чтобы узнать степень его мотивации к занятиям спортом, используется индивидуальное интервью.

1.2. Групповое

Групповое собеседование обычно используется на рабочем месте, поскольку оно позволяет оценить различные навыки соискателей.

В этом типе интервью участвуют разные интервьюируемые и интервьюер (хотя иногда им может помочь другой сотрудник компании). В дополнение к информации, которую человек может предоставить устно, групповое собеседование позволяет наблюдать за взаимодействием между различными кандидатами, предоставляя тем самым необходимую информацию для их найма. Это очень важно, потому что в большинстве случаев работы в организации вам приходится координировать свои действия с другими, а иногда даже сама задача носит групповой характер.

1.3. Панельное

Панельное интервью также представляет собой групповое интервью, используемое на рабочем месте. В этом случае, в отличие от упомянутого выше типа собеседования, собеседование с кандидатом проводят несколько интервьюеров.

Каждый интервьюер будет оценивать кандидата по своим критериям, и после завершения собеседования критерии будут унифицированы и будет принято общее решение о том, является ли интервьюируемый подходящим кандидатом на данную должность.

2. По процедуре

Помимо количества участников мы также можем классифицировать типы интервью в соответствии с их форматом. То есть способом, которым интервьюер общается с интервьюируемым и задает тот или иной тип вопросов.

2.1. Структурированное

Этот тип собеседования представляет собой серию заранее подготовленных фиксированных вопросов, и одни и те же вопросы задаются всем интервьюируемым. Здесь подчеркивается необходимость создания как можно более схожего контекста между различными проведенными интервью, чтобы лучше сравнивать полученные результаты без искажения выводов.

2.2. Неструктурированное

Неструктурированное интервью также называют свободным. В нем вы работаете с открытыми вопросами, без заранее установленного порядка, допуская спонтанность. Этот метод заключается в том, чтобы задавать вопросы в соответствии с ответами, возникающими в ходе интервью.

2.3. Смешанное интервью

Смешанное или полуструктурированное интервью представляет собой смесь двух предыдущих. Поэтому интервьюер чередует структурированные и спонтанные вопросы.

Этот тип собеседования является более полным, чем структурированное и неструктурированное, поскольку он имеет преимущества обоих, он позволяет вам сравнивать разных кандидатов, а также глубже вникать в их конкретные характеристики.

3. Другие виды собеседований

Типы интервью, которые мы рассмотрели ранее, можно охарактеризовать относительно просто. Но есть другая категория собеседований, особенности которых заключаются в несколько более сложных аспектах, когда преследуются более конкретные цели.

3.1. Собеседование по компетенциям

Этот тип собеседования на основе компетенций также известен как поведенческое собеседование и используется экспертами по кадрам, чтобы выяснить, подходит ли человек, с которым проводится собеседование, на должность, на которую он претендует. Рекрутер фокусируется на получении поведенческих примеров из личной, академической и профессиональной жизни заявителя, предварительно зная потребности как должности, так и компании.

В данном виде собеседования есть компонент, приближающий его к проверке компетенций и навыков, хотя он обычно не представляет собой экзамен, к которому нужно специально готовиться.

Поведенческое интервью родилось из концепции компетентности, очень популярной в деловой и организационной сфере. Благодаря интервью по компетенциям можно оценить, соответствуют ли мотивация, знания, способности или ценности опрашиваемого потребностям компании. Этот тип собеседования требует большой предварительной работы, поскольку в первую очередь необходимо определить навыки, которые требуются на данной должности и в компании.

3.2. Провоцирующее напряженность (стресс-интервью)

Цель состоит в том, чтобы создать напряжение или стрессовые ситуации, чтобы оценить способность кандидата решать проблемы, а также узнать степень его терпимости к разочарованию или его способность управлять стрессом.

Однако следует учитывать, что типы ситуаций, вызывающих стресс, весьма различны. С другой стороны, нельзя упускать из виду, что этот тип собеседования предполагает переживание неприятного опыта. Собственно, именно эта степень дискомфорта и является причиной интервью, и без него оно не имело бы смысла. Это имеет этический подтекст, который стоит оценить, а также учитывать, насколько это соответствует ценностям, философии работы и бизнес-культуре организации.

3.3. Мотивационное интервью

Мотивационное интервьюирование – это стиль директивного взаимодействия. Такое собеседование ориентировано на клиента и направлено на то, чтобы помочь людям и побудить их сравнивать преимущества и недостатки определенных ситуаций, чтобы спровоцировать положительные изменения в их поведении.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание