Рубрики

Федеральное агентство по образованию: вопросы и ответы

За последние годы система образования в России претерпела существенные изменения. Какие госструктуры сегодня отвечают за развитие образования в стране и каковы их полномочия? Давайте разберемся.

1. История создания Федерального агентства по образованию

Федеральное агентство по образованию было создано 9 марта 2004 года в соответствии с Указом Президента РФ No 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Изначально агентство было призвано выполнять следующие основные задачи:

  • оказание государственных услуг в сфере образования;
  • управление федеральным имуществом отрасли;
  • реализация государственной политики в области образования и молодежной политики.

Однако уже в сентябре 2007 года функции по молодежной политике были переданы вновь созданному Государственному комитету по делам молодежи (впоследствии реорганизованному в Федеральное агентство по делам молодежи ).

Существование Федерального агентства по образованию было недолгим. Уже в 2010 году, всего через 6 лет после создания, оно было упразднено. Его функции и полномочия перешли Министерству образования и науки РФ.

Глава Федерального агентства по образованию выступает с речью

2. Структура и полномочия Федерального агентства по образованию

Федеральное агентство по образованию находилось в ведении Министерства образования и науки РФ и осуществляло следующие основные функции:

  • Оказание государственных услуг в сфере образования, в том числе организация деятельности подведомственных образовательных учреждений.
  • Управление федеральным имуществом отрасли, включая имущество подведомственных организаций.
  • Реализация государственной политики в сфере образования, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних.
  • Реализация федеральных целевых и государственных программ в области образования.
  • Международное сотрудничество по вопросам образования.

Кроме того, в полномочия агентства входило:

  • Размещение заказов на выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд.
  • Организация повышения квалификации работников подведомственных организаций.
  • Осуществление издательской деятельности.

Таким образом, Федеральное агентство по образованию обладало обширными полномочиями в сфере управления образованием и являлось ключевым органом отрасли в 2004-2010 годах.

3. Деятельность Федерального агентства по образованию

В период своего существования Федеральное агентство по образованию реализовало ряд масштабных проектов в сфере образования.

Студенты на лекции в университете

3.1. Внедрение системы дистанционного обучения Asteros.EDU

Одним из ключевых проектов стало создание общероссийской системы дистанционного обучения Asteros.EDU. Концепция системы была разработана Санкт-Петербургским государственным университетом, а реализацией занималась компания "Астерос".

Благодаря этому проекту дистанционное обучение стало доступно для студентов более чем 30 вузов страны. В системе было размещено свыше 1000 онлайн-курсов.

3.2. Повышение квалификации преподавателей вузов

Агентство организовывало повышение квалификации и переподготовку научно-педагогических работников подведомственных вузов и научных организаций.

Такие программы позволяли преподавателям овладевать новыми компетенциями, знакомиться с современными методиками обучения.

3.3. Государственные заказы на научные исследования

В функции агентства входило размещение госзаказов на проведение НИОКР в сфере образования и науки.

Реализация таких заказов способствовала развитию фундаментальных и прикладных исследований в области педагогики и образовательных технологий.

4. Международное сотрудничество Федерального агентства по образованию

В своей деятельности Федеральное агентство по образованию активно развивало международное сотрудничество с зарубежными партнерами.

В частности, агентство участвовало в реализации таких международных программ и проектов, как:

  • TEMPUS - программа Европейского Союза по развитию высшего образования;
  • Erasmus Mundus - программа академического обмена между европейскими вузами;
  • eTwinning - программа обмена между школами.

5. Ликвидация Федерального агентства по образованию

Несмотря на масштаб деятельности, в 2010 году Федеральное агентство по образованию было упразднено. Это решение было принято в рамках административной реформы, нацеленной на оптимизацию системы госуправления.

Функции и полномочия агентства после ликвидации были переданы Министерству образования и науки РФ. Как показало время, такая реорганизация позволила повысить эффективность управления отраслью.

6. Оценка деятельности Федерального агентства по образованию

Деятельность Федерального агентства по образованию вызывает неоднозначную оценку экспертов.

Положительные результаты

Безусловным достижением агентства можно назвать разработку и внедрение системы дистанционного обучения Asteros.EDU. Этот проект вывел российское образование на новый технологический уровень.

Также была проведена большая работа по созданию системы повышения квалификации преподавателей вузов и организации научных исследований по госзаказу.

Спорные решения

Вместе с тем ряд решений агентства вызывает вопросы.

В частности, была недостаточно проработана система государственного заказа на НИОКР. Из-за этого многие разработки не находили применения на практике.

Также вызывает сомнения результативность некоторых федеральных целевых программ в сфере образования, инициированных агентством.

Оценка ликвидации агентства

Ликвидацию Федерального агентства по образованию в 2010 году можно рассматривать как вынужденную меру в рамках административной реформы.

С одной стороны, это позволило избежать дублирования функций с Минобрнауки России. Но с другой стороны, был утрачен орган, специально сфокусированный на решении задач развития образования.

7. Перспективы развития госуправления образованием

Упразднение Федерального агентства по образованию ставит вопрос о поиске оптимальной модели государственного управления отраслью.

Варианты здесь могут быть разные: от усиления соответствующего департамента Минобрнауки до создания новой самостоятельной структуры. Но в любом случае крайне важно обеспечить комплексный стратегический подход к развитию образования в России.