Рубрики
...

Что проверяет прокуратура в организации и порядок проведения?

Как и остальные организации надзорного характера, Прокуратура РФ вправе производить как плановые, так и внеплановые проверки. Как будет проходить проверка, если приехала прокуратура? План проверок организаций на 2017 год что в себя включает? Учреждения какой направленности, как правило, проверяются? На эти и иные не менее важные вопросы можно отыскать ответы в процессе прочтения данной статьи.

Общие положения

что проверяет прокуратура в организации?

Что проверяет прокуратура в организации? До сегодняшнего дня государственными органами власти были приняты определенные нормативные акты, которые и по сей день регламентируют процедуру различного рода проверок. Необходимо отметить, что в их число включаются и нормативные акты, относящиеся ко всем юридическим лицам. Ярким примером данному положению может послужить Федеральный закон «О защите прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц». Кстати, в эту совокупность включены и специальные акты, к примеру, Федеральный закон «Об объединениях общественного типа» или Федеральный законодательный акт «Об организациях некоммерческого типа».

Чем же отличается проверка организации прокуратурой? Ключевой отличительной чертой приведенного рода проверок выступает на сегодняшний день абсолютное отсутствие четкого регулирования со стороны правовой (юридической) категории. Как необходимо это понимать? Сюда целесообразным будет отнести следующие пункты:

  • Какой график?
  • Проверка прокуратуры организаций производится каким должностным лицом?
  • Какая документация должна быть предъявлена при проверке прокуратуры?
  • Каков предмет проверки?
  • Как часто может проверять прокуратура организацию? Сроки проведения непосредственно мероприятия.
  • Каков порядок рассмотрения материалов?

Четких ответов на данные вопросы на сегодняшний день никто дать не может. Важно отметить, что на приведенное отсутствие строгого регулирования рассматриваемого типа проверок со стороны категории права уже обращал пристальное внимание российский Конституционный суд. Так, было высказано следующее мнение: «На сегодняшний день законодательным образом не закреплены ни процедура проверки, ни сроки, ни порядок проверки организации прокуратурой». С того времени, как было принято данное Постановление российского Конституционного суда, прошло уже более десяти лет, однако так ничего и не изменилось.

Именно в соответствии с приведенной причиной не остается ничего другого, как давать рекомендации организациям некоммерческого типа в процессе защиты собственных прав руководствоваться положениями российского Федерального закона «О прокуратуре РФ», которые носят общий характер, а также разъяснениями со стороны российского Конституционного суда и актами Генеральной прокуратуры, являющимися нормативно-правовыми.

Прокурорская проверка и ее особенности

Что представляет собой прокурорская проверка, и что проверяет прокуратура в организации? Под прокурорской проверкой следует понимать проверку исполнения законодательных актов со стороны государственных органов, их должностных лиц, организаций коммерческого и некоммерческого типа. Важно дополнить, что проведение рассматриваемого мероприятия осуществляется посредством органов прокуратуры.

Насколько серьезными могут быть основания для проверки прокуратурой организаций? Как правило, ключевым из них является сведения по поводу фактов нарушения законов и иных законодательных актов, которые так или иначе требуют принятия определенных мер со стороны прокурора. Так, поводом для осуществления мероприятия по проверке могут послужить сообщения в средствах массовой информации, прямые обращения граждан, а также материалы уголовных, гражданских и административных дел.

Полномочия прокурора и предмет проверки

как часто может проверять прокуратура организацию ?

Прокурор может действовать исключительно в пределах своих полномочий. Предметом рассматриваемого типа мероприятия является то, что проверяет прокуратура в организации, и за какие сроки. К подведомственности прокуратуры посредством закона относится все то, что не включается в компетенцию контролирующих организаций специального назначения. Если судить данное положение относительно некоммерческих организаций, то может сделать вывод, что прокуратура не наделена никаким правом проверки всех тех вопросов, которые относятся к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации, государственных органов по налогам и налогообложению и так далее.

Допустим, если прокуратурой проверены религиозные, образовательные организации, то это говорит о том, что была исключена проверка соответствия устава действующему законодательству, отчетности перед государственными налоговыми органами и органами юстиции и так далее. Тогда, когда в прокуратуру поступила жалоба (сообщение) по поводу нарушений, которые допустила та или иная некоммерческая организация в определенной области деятельности, где осуществлением контролирующих функций занимается другой государственный орган, первая так или иначе обязуется передать жалобу (сообщение) второму в соответствии с подведомственностью.

Как пример возможной проверки в организации некоммерческого типа со стороны прокуратуры можно рассмотреть нарушение в отношении Федерального законодательного акта «О противодействии деятельности экстремистского характера». Проверка прокуратуры религиозных организаций или иных некоммерческих структур может быть произведена, потому что данный нормативный акт так или иначе предусматривает полномочия прокурора, связанные с контролем за объединениями общественной направленности деятельности.

Важно отметить, что в ситуации с прокурорской проверкой проверяемый период не устанавливается законодательным образом, однако в любом случае необходимо руководствоваться принципом справедливости и разумности. Что проверяет прокуратура в организации? Необходимо знать, что практически все полномочия прокурора перечислены в части первой статьи двадцать второй российского Федерального закона «О прокуратуре». Среди них стоит отметить следующие пункты:

  • Беспрепятственное вхождение в помещения и, понятно, на территорию проверяемых структур после предъявления служебного удостоверения.
  • Наделение доступом к документации и информации проверяемых организаций.
  • Возможность ознакомления с необходимой документацией, материалами, статистическими и другими сведениями.
  • Возможность получения объяснений со стороны специалистов проверяемой организации по возникающим в процессе проведения мероприятия вопросам.
  • Возможность вызова граждан и должностных лиц для объяснений в плане нарушений законодательства.

Как выяснилось, проверка организации прокуратурой является весьма многогранной. Кроме того, ко всему перечисленному можно добавить еще несколько штрихов, рассмотренных в следующей главе.

Дополнительные нюансы

прокуратурой проверены религиозные образовательные организации

Допустим, прокуратурой проверены религиозные, образовательные организации. Это предполагает то, что в процессе осуществления мероприятия прокуроры руководствовались исключительно порядком, определенным для подобных ситуаций законодательным образом, по вопросам, на которые так или иначе распространяется активизация законов о налоговой, банковской и другой тайне.

Важно отметить, что в процессе проведения проверочных мероприятий как планового, так и внепланового характера целесообразным является исключение случаев требования лишней информации, документов и материалов, которые могут получить прокуроры непосредственно в процессе проверки при выходе на место. Необходимо дополнить, что проверка прокуратурой медицинской организации или иного учреждения ни в коем случае не допускает факты, связанные с возложением на структуры и их должностных лиц обязанности предоставить в органы прокуратуры информацию, которая никаким образом не касается предмета проверки либо выходит за всякие рамки. Кстати, сюда же относятся и просьбы о предоставлении не предусмотренной посредством законодательства статистической отчетности.

Основные нюансы актуальной в статье темы в полной мере рассмотрены. Остается лишь два вопроса, которые не урегулированы. К ним относятся сроки предоставления документации, а также форма и порядок запроса отдельных бумаг. Важно отметить, что и в данном случае правило является общим. Оно так или иначе относится ко всем требованиям и правилам представителей государства. Так, сроки проверки прокуратурой образовательных организаций и иных учреждения должны быть абсолютно разумными, а требования – понятными и четкими.

Кстати, оглашение требований допускается на сегодняшний день в устной форме, что делает общую процедуру гораздо удобнее. Заключительным нюансом данной главы является то, что в качестве прокуроров, которые наделяются правом проведения проверок и реализации предоставленных им полномочий, могут выступать как заместители, так и помощники непосредственно прокурора.

Сроки осуществления мероприятия по проверке прокуратуры

Как часто может проверять прокуратура организацию? Важно отметить, что сроки проведения мероприятия по проверке Федеральным законом «О прокуратуре» не устанавливаются. Кстати, внимание Конституционного суда также не обращалось на данный факт. Тем не менее необходимые сроки четким образом определены российским Федеральным законом «По поводу порядка рассмотрения гражданских обращений», а также Инструкцией по поводу порядка рассмотрения обращений и дальнейшего приема граждан в системе российской прокуратуры. Следует дополнить, что представленное положение утверждено посредством приказа Генерального прокурора от 17.12.2007.

Как выяснилось выше, основанием для проверки прокуратуры образовательных организаций на 2017 год может послужить обычное сообщение (жалоба) по поводу допущенных нарушений, которые, как правило, поступают от граждан, средств массовой информации, должностных лиц и так далее. Подобные обращения, в соответствии с общим правилом (однако на сегодняшний день существует ряд исключений), должны быть проверены со стороны прокуратуры в течение тридцати дней. Следует дополнить, что в случае острой необходимости установленный срок подлежит продлению еще на тридцать дней. Значит, срок проверки некоммерческих организаций со стороны прокуратуры – не что иное, как отведенный посредством Федерального закона для рассмотрения обращения должностного лица или гражданина, связанного с фактами о нарушении законов, которые так или иначе применяются к организациям некоммерческого типа.

Ознакомление с информацией

проверка организации прокуратурой

После того как заявление прокуратуру (проверки организации, к примеру, образовательного типа) было подано, осуществляется непосредственно само мероприятие. Как же происходит ознакомление с актуальными материалами после осуществления мероприятия? Кратко и предельно ясно соответствующее положение описано в Приказе Генеральной Прокуратуры от 07.12.2007. Там представлена следующая цитата: «Прокурорский надзор должен осуществляться гласным образом». Необходимо дополнить, что гласность в данном случае предполагает открытость.

Обязательно следует отметить, что часть вторая статьи пятой Федерального законодательного акта «О прокуратуре» ранее позволяла давать отказ прокуратуре в плане ознакомления с материалами проверки, однако Постановление российского Конституционного суда от 18.02.2000 признало ее несоответствие российской Конституции. Почему? Постольку, поскольку в соответствии со смыслом, придаваемым ему со стороны правоприменительной практики, так или иначе, он приводит к отказу со стороны органов прокуратуры в плане предоставления гражданину или должностному лицу необходимых материалов для ознакомления, которые непосредственным образом затрагивают его свободы и права. Другими словами, отдельные граждане, а также их объединения, куда относятся и организации некоммерческого типа, наделены абсолютным правом ознакомления с материалами проверки. Следует дополнить, что исключение в данном случае составляет документация, обладающая особым статусом (к примеру, государственная тайна).

Итоги проведения проверки прокуратурой

проверка прокуратурой медицинской организации

Важно отметить, что в ходе прокурорской проверки нарушения в деятельности структур могут быть не выявлены вовсе. Однако при обстоятельствах, предполагающих выявление некоторых нарушений, прокурор наделяется следующими правами:

  • Внесение представления с требованием об устранении нарушения со стороны сотрудников организации.
  • Внесение предостережения по поводу недопустимости определенного рода правонарушений.
  • Обращение в судебные органы с иском по поводу ликвидации организации (общества, объединения). В случае же нарушения антиэкстремистских законов, как правило, приостанавливается деятельность объединения также через обращение в суд.

Тогда, когда в процессе проверки прокурором выявлены иные нарушения, никаким образом не касающиеся оснований начала мероприятия по проверке, и они содержат признаки преступления или правонарушения административной природы, то проверяющее лицо обязано действовать в пределах соответствующего кодекса. Тогда, когда подобные нарушения относятся к компетенции иных органов, к примеру, государственной налоговой службы, то так или иначе прокурор обязуется передать актуальную информацию туда, куда необходимо. Факты нарушений никоим образом не должны быть проигнорированы. Как отмечалось выше, под прокурором в данном случае следует рассматривать также и его заместителя. Помощники же наделены правом только вынесения постановления по поводу возбуждения дела, связанного с правонарушением административного характера.

Полезные советы

проверки прокуратуры образовательных организаций на 2017 год

Проверки организаций на 2017 год прокуратура устанавливает достаточно часто. Именно поэтому всегда необходимо быть начеку. Конечно же, дать советы применительно к абсолютно всем жизненным ситуациям невозможно. Существуют люди, которые не приемлют никаких нарушений со стороны чиновников. Так или иначе, они готовы «биться на смерть». А существуют те, кто в любом случае готов «подставить даже вторую щеку». Поэтому целесообразным будет предложить несколько вариантов в соответствии с любыми предпочтениями.

Итак, прокурор или его помощник заходит в офис. Так или иначе он обязуется предоставить удостоверение, а также подробным образом разъяснить суть и предмет проверки. Первое, что нужно сделать в такой ситуации, это связаться с адвокатом или юристом и пригласить его для принятия участия в проверочной процедуре. Во-вторых, помимо удостоверения и предмета проверки, необходимо попросить предъявить письменную бумагу, которая является подтверждением проведения проверки. Ею может служить жалоба, поручение непосредственно прокурора и так далее. При отказе следует письменным образом запросить эту бумагу, ссылаясь на решение Конституционного суда, о котором упоминалось выше. Помимо этого, необходимо обеспечить аудио- и видеозапись самого процесса в офисе.

Актуальная документация при проверке

Необходимо отметить, что в процессе произведения проверки прокурор наделен абсолютным правом требовать предъявления ему документации в соответствии с оглашенным предметом проверки. Тогда, когда он запрашивает бумаги, не относящиеся к сути мероприятия или непосредственно его компетенции, то необходимо пойти одним из следующих путей:

  • Предоставить данную документацию, после чего обжаловать соответствующие действия в суд или вышестоящему прокурору.
  • Отказать в предоставлении бумаг, а после того как будет возбуждено дело по поводу административного правонарушения (то есть, неисполнения законных требований со стороны прокурора), доказать незаконность представленных требований.
  • Насильственным образом не препятствовать предоставлению документации прокурору, так как это может привести к возбуждению уголовного дела.основания для проверки прокуратурой организаций

Тогда, когда проверяющий изъявляет желание проанализировать документацию «за три года», необходимо руководствоваться одним из следующих положений:

  • Предоставить данную документацию, после чего думать по поводу необходимости обжалования данного требования в судебных органах.
  • Отказать в просьбе и потребовать конкретизации перечня запрашиваемых бумаг. Важно отметить, что требования представителя государственной власти так или иначе должны быть исполнимы и понятны. Здесь можно оформить отказ с обязательным указанием причин в письменном виде, после чего направить его в прокуратуру, разъяснив, что по конкретизации списка необходимые бумаги будут предоставлены в обязательном порядке.

Опрос сотрудников

Если же прокурор желает опросить всех сотрудников объединения, следует руководствоваться следующим советами:

  • Хотеть совершенно не вредно, однако статью пятьдесят первую Конституции никто не отменял: «Ни один человек не обязуется свидетельствовать против самого себя, собственного супруга и близких людей».
  • Попросить дать объяснения.
  • Проконсультироваться с адвокатом.