Рубрики

Автомобили и маркетинговые методы Андре Ситроена

Автомобили марки «Ситроен» сегодня мало отличаются от продукции других производителей. Эпоха глобализации отчасти обезличила бренды, приведя их к некоему общему знаменателю, то есть набору стандартов, соответствующих усреднённым потребностям рынка. Но были и другие времена, когда слова «впервые в мире» часто звучали вместе со словом Citroen. Фирма была новаторской настолько, что её основателя называли французским Генри Фордом, и при всей лестности этого сравнения следует заметить, что оно порой было в его пользу. В более поздние годы, уже после ухода из жизни своего создателя, компания долго продолжала славные традиции, заложенные им. Эта история очень интересна, удивительна и, безусловно, заслуживает внимания.

Ситроен

Впервые в мире

«Ситроен» многолик и всеобъемлющ – на машинах этой марки ездят и миллионеры, и глава французского государства, и простые труженики. Они стали олицетворением технологической простоты и новейших для своего времени технических решений. За последние десятилетия в конструкции Citroen применены впервые в мире:

- Электрические стартер и фары.

- Дизельный двигатель для легкового автомобиля.

- Полностью цельнометаллический монокузов.

- Поворачивающиеся синхронно с рулём передние фары.

- Гидропневматические подвески, позволяющие менять клиренс, то есть высоту нижней точки кузова над поверхностью дороги.

- Передний привод и независимая подвеска передних колес (для серийных моделей).

- Дисковые тормоза.

- Гидроусилитель рулевого колеса и многие другие новшества, ставшие теперь практически обычной составляющей современного автомобиля.

Кроме этого, Андре Гюстав Ситроен одним из первых в Европе внедрил конвейерный принцип сборки, что ранее сделал Генри Форд в США. Но это далеко не все его изобретения.

Ситроен

Юность мсье Ситроена

Перечисление моделей Citroen, даже самых революционных, было бы неуместным в небольшой статье, тем более что доступных материалов на эту тему много. Важнее личность человека, заложившего фундамент современного европейского автомобилестроения и показавшего пример многим мировым производителям. Андре Ситроену принадлежат лавры не только технического или технологического первенства, но и приоритета во многих маркетинговых приёмах. Его деловые качества проявились уже в молодости, когда совсем недавно ещё сын богатого отца-предпринимателя, делавшего успешный бизнес на драгоценных камнях, вдруг в одночасье обеднел по причине банкротства родителя и его самоубийства. Политехнический институт Андре всё же закончил и устроился в промышленную компанию, производящую детали для паровозов. Он не только разобрался во всех тонкостях дела, но тут же начал думать о том, как зарабатывать много и самому, не дожидаясь повышения жалования от хозяина.

Ситроен

Вперёд, в бизнес!

Всем известный логотип похож на шеврон сержанта, но на самом деле он символизирует своеобразную форму зацепляющих элементов шестерни, положившей начало бизнесу Ситроена.

В 1890 году он увидел подобное колесо в Польше, входившей тогда в Российскую империю, а так как разбирался в механике хорошо, то понял, что геликоидальная (V-образная) кинематическая пара обеспечит большую плавность хода по сравнению с обычной эвольвентой шестернёй. Он предложил руководству своей компании наладить производство таких колёс во Франции, и оно прислушалось к этой рекомендации, приобрело патент, что существенно повысило доходность фирмы. Андре тоже заработал хорошие деньги и вошёл в состав учредителей фирмы (1905 г.). Потом он стал антикризисным директором автозавода Mors, с чем тоже успешно справился. Во время мировой войны, будучи лейтенантом-артиллеристом, Ситроен взялся за организацию производства 75-миллиметровых шрапнельных снарядов, которых французской армии хронически не хватало, и это у него тоже получилось. Кому-то другому таких достижений хватило бы на всю жизнь, но для Андре это всё было только присказкой…

автомобиль

Начало автомобильной эры Ситроена

Все войны когда-то заканчиваются, окончилась и эта, и теперь можно было приступить к реализации замысла, возникшего, очевидно, ещё в мирном 1912 году, а возможно, и раньше. Но именно тогда Ситроен побывал на заводах Форда и в полной мере оценил их технологическое совершенство, а также и главную маркетинговую «фишку» американского автомобильного короля. Уже в 1919 году он предлагал приобрести легковую машину модели «А» всего за 7250 франков, то есть по вполне доступной для массового потребителя цене.

автомобиль

Во Франции такого больше не мог никто. За две недели - 16 тысяч заявок при производстве сотни единиц в день, и производительность пришлось нарастить втрое в течение четырёх лет. Но одной лишь «бомбовой» цены Ситроену было мало – он смотрел вперёд.

автомобиль

Маркетинг в глобальном масштабе

Талант Андре Ситроена позволял ему видеть на примерах других предпринимателей скоротечность успеха, и потому он мыслил категориями больших перспектив. Впервые в мире среди автопроизводителей он поднял на недосягаемую высоту бренд, сделав его простым и запоминающимся. Своих покупателей он «растил» буквально с детства, продавая не только настоящие, но и игрушечные машинки, снабжённые логотипом, справедливо полагая, что привычка к торговой марке возникает в период формирования сознания. Даже саму Эйфелеву башню он украсил надписью Citroen (1924-1934). Автопробеги он сделал средством рыночного продвижения продукта. Затраты на рекламу для Ситроена не имели значения – они в любом случае окупались. К сожалению, автомагнат не дожил до момента выхода из кризиса 30-х годов. Он скончался от онкологического заболевания в 1935 году, но его дело продолжилось и после смерти великого промышленника.

автомобиль

Последние распоряжения Андре Ситроена

Перед самым уходом с руководящего поста фирмы и передачей управления ею «Мишлену» и незадолго до своей смерти Андре Ситроен принял ряд решений, определивших развитие не только этого бренда, но и всего мирового автомобилестроения. В их ряду:

- Публикация инструкции по ремонту машин.

- Предоставление годовой гарантии на проданный продукт.

- Бесплатное техническое обслуживание автомобилей в течение гарантийного срока.

- Кредитная форма реализации.

- Обучение продающего персонала.

- Организация экскурсий на заводы.

- Расширение географии филиалов фирмы.

шедевр

"Ситроен" после Андре Ситроена

Во время Второй мировой войны предприятиям «Ситроена» был нанесён существенный ущерб - заводы бомбились и разрушались в ходе боевых действий. Несмотря на трудности, среднесрочная перспектива роста потребности в недорогом и качественном европейском автомобиле была учтена, и все необходимые меры для её удовлетворения принимались. Разработка модели Citroen 2CV завершилась уже к 1948 году, и она получилась настолько удачной, что даже инженеры, создававшие её, вероятно, не ожидали столь длительной жизни своего детища.

42 года «Две лошадки» производилась в разных модификациях, и уже ассоциировалась не только с «Ситроеном», но и со всей Францией, наравне с «Шанель» и Эдит Пиаф. С конвейера 2CV сняли лишь в 1990 году.

шедевр

Автомобиль как искусство

Первым в мире автомобилем, внешний облик которого создавался не только по техническим, но и по художественным критериям, был Traction Avant 1934 года. Для этого был приглашён мастер Фламинио Бертони, ставший в дальнейшем дизайнером других образцов машин этой марки, в том числе знаменитой DS. Этот шедевр собрал в себе все перспективные решения, но, кроме этого, он прекрасен своими неповторимыми и совершенными обводами. Это – всем известная «машина Фантомаса», которая в известном кинофильме даже летала с помощью выдвижных плоскостей и двигателей.

К сожалению, других выдающихся автомобилей выдержанных в традициях, заложенных Андре Гюставом Ситроеном, пока нет. Будем ждать.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание