Рубрики

Bombardier: от снегоходов до авиалайнеров

О канадской фирме Bombardier в России знают многие, кому доводилось летать на самолётах этой марки. Однако деятельность этой компании не исчерпывается авиастроением, она добилась успеха и в других направлениях. А начиналась её история со снегоходов. Более того, основателя компании Жозефа-Армана Бомбардье называют отцом и изобретателем этого транспортного средства. Однако в первую очередь этот выдающийся менеджер заслуживает звания великого маркетолога, всегда стремившегося к развитию возглавляемого им предприятия.

Bombardier

Рождение идеи

Зима в Канаде снежная. Россиянам не нужно объяснять, что такое метели, заносы, сугробы и прочие факторы, обуславливающие непроходимость дорог, возникающую с ноября по март практически каждый год. Однажды подобные обстоятельства стали причиной трагедии в одной заокеанской семье. Двухлетнего сына канадского гражданина французского происхождения Жозефа-Армана Бомбардье так и не смогли спасти врачи. Им просто не удалось добраться до маленького пациента, и мальчик умер. С этого горестного происшествия началась история фирмы, сегодня производящей широкий спектр техники — железнодорожной, авиационной, спортивной. И, конечно же, в номенклатуре компании занимают почётное место снегоходы, признанные одними из лучших в мире.

снегоход

Первый снегоход

Идея создания снегохода владела Жозефом-Арманом с юношеских лет, и он очень старался построить машину, которой сугробы и заносы нипочём. В силу своих скромных возможностей он решал технические проблемы, пытаясь устранить извечное противоречие между массой и прочностью. В первую пару десятилетий ХХ века задача казалась нерешаемой. Технология материалов ещё не достигла того уровня, чтобы можно было широко использовать пластик, а стальные и даже дюралевые элементы конструкции увеличивали удельное давление, и снегоход проваливался. Только к 1937 году Бомбардье смог представить первый сколь бы то ни было работоспособный образец В-7, максимально снизив вес, оптимизировав компоновку и увеличив насколько можно площадь полозьев. Система была запатентована. Несмотря на довольно убогий дизайн, желающие купить право на производство подобных машин нашлись, но Жозеф-Арман решил развивать перспективное направлением самостоятельно. В 1942 году он основал компанию L’Auto-Neige Bombardier Limitée, и продукция сразу стала пользоваться спросом, в том числе и у армии. В Европе готовилось открытие второго фронта, и никто не знал, насколько затянется война.

снегоход

Влияние прогресса

Начальный годовой выпуск сотни снегоходов был в течение нескольких лет многократно увеличен, но общий социальный прогресс поставил бизнес под угрозу. Канадская экономика развивалась, а с ней вместе росли и возможности государственных служб, ставших больше внимания уделять расчистке путей сообщения. Там, где раньше можно было проехать только на лыжах или снегоходе, теперь проходил обычный легковой автомобиль. Необходимость в продукции фирмы L’Auto-Neige Bombardier Limitée стала резко уменьшаться и к началу 50-х годов упала вдвое. Вместе с тем накопленный опыт конструирования лёгких прочных транспортных средств нашёл другое применение, а финансовые возможности позволяли инвестировать средства в новые проекты. Ассортимент расширялся за счёт производства колёсно-гусеничных вездеходов, моторных лодок и прочего оборудования, востребованного туристами, промысловиками и путешественниками. К тому же спрос на снегоходы хоть и снизился, но всё равно был, и немалый. С 1959 года начался выпуск модели Ski-Doo, ставшей легендой.

Bombardier

Железнодорожное направление

До середины 70-х годов компания Bombardier производила лёгкую технику и отлично зарекомендовала себя в этой области машиностроения, поэтому её переход на металлоёмкую продукцию сначала вызвал удивление. Однако потребность в поездах уже в начале десятилетия стала очевидной, и фирма успела удачно «вскочить в вагон», начав их выпуск по заказу метрополитена города Монреаля. Отлично справившись с задачей, руководство Bombardier подписало контракт с муниципалитетом Нью-Йорка на поставку аналогичной продукции. Успех вывел компанию на лидирующие позиции в вагоностроительной области на американском континенте, но останавливаться она не собиралась. В 90-х годах началось наступление на европейский рынок, и оно триумфально завершилось приобретением контрольного пакета Daimler-Chrysler Rail Systems GmbH, после чего вопрос мирового первенства в производстве железнодорожной техники был закрыт. Отделение Bombardier Transportation на настоящее время произвело более ста тысяч локомотивов различных типов и вагонов.

лайнеры

Самолёты

Авиационная тема начала развиваться позже, в восьмидесятых годах двадцатого века, причём в условиях крайне неблагоприятных. Конкурировать с фирмами Boeing и Airbus, практически поделившими мировой рынок, было довольно проблематично, а новому конкуренту мощные аэрокосмические концерны могли чинить серьёзные препятствия. Фирма Bombardier в 1986 году приобрела разорявшееся канадское самолётостроительное предприятие Canadair, затем ещё три компании, находившиеся в аналогичном положении: североирландскую Short Brothers, американскую Learjet и Havilland, тоже канадскую. Необходимость в этом диктовалась отсутствием опыта. Покупка этих предприятий привела к расширению инженерно-производственной базы в США и Европе. Также была найдена никем пока не занятая рыночная «ниша» — ближне- и среднемагистральные турбовинтовые лайнеры, потребность в которых ощущалась практически во всём мире.

лайнеры

Достижения в авиастроении

С момента начала авиационного производства на заводах Bombardier было произведено более 5850 единиц лётной техники различных типов и реализовано 25 проектно-конструкторских программ. В результате фирма добилась лидирующего положения в направлении строительства узкофюзеляжных экономичных лайнеров, используемых на ближних магистралях и в административно-деловых целях. Самолёты марки Bombardier закупают частные и государственные структуры в странах, считающихся ведущими в отрасли и обладающими более развитой промышленной базой, чем Канада.

снегоход

Философская основа

Для сотрудников компании разработан специальный кодекс, доступно разъясняющий принципы функционирования фирмы Bombardier. Он краток и состоит всего из трёх главных пунктов. Вот они:

- Инновации объявлены «частью ДНК» каждого работника. Целью применения самых современных методов и технологий провозглашено стремление к обеспечению клиентов возможностью наслаждаться постоянно расширяющимся ассортиментом производимой продукции, а также её непревзойдённым качеством. Все усилия должны быть сосредоточены на разработке и совершенствовании продукта, становящегося всё более эффективным, экономным и экологически чистым.

- Процесс внедрения инноваций перманентен и приоритетен в отношении всего ассортимента, вплоть до второстепенных и вспомогательных устройств. На научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, обеспечивающие отраслевое лидерство, направлены все ресурсы компании.

- Максимальная технологичность достигается применением передовой оснастки. При изготовлении продукции учитываются высочайшие требования к комфорту, износостойкости и коррозионной устойчивости.

лайнеры

Перспективы Bombardier в РФ

Наиболее вероятно, что канадские поезда на отечественных железных дорогах и в метрополитенах использоваться не будут, хотя сотрудничество с РЖД имеет место, но другие ассортиментные направления имеют все шансы на успех и востребованность. Российские авиакомпании нуждаются в замене среднемагистральных лайнеров Ан-24, производство которых уже довольно давно прекращено. Развал украинского концерна «Антонов» и общее ухудшение межгосударственных отношений играет на руку канадскому производителю, по крайней мере до момента начала крупносерийного производства самолёта Ил-114. Снегоходы и другая техника, предназначенная для эксплуатации в суровых северных условиях, также наверняка находит своих потребителей.