Рубрики

«Бугатти»: концепция мощной роскоши

Автомобили этой марки называют олицетворением роскоши и образчиками безвкусицы. Столь полярные мнения продиктованы, с одной стороны, главенством дизайна, а с другой – заоблачной ценой, исчислимой семизначными числами. Речь идёт не о «Мерседесах» и «Бентли» - по сравнению с «Бугатти» они выглядят продукцией ширпотреба. Так за что же платят состоятельные люди столь огромные деньги? Есть ли у этого товара какие-то особые свойства, заслуживающие таких затрат? Безусловно. Любой продукт стоит столько, сколько за него готовы заплатить потребители, пусть и немногие. Очень немногие.

Bugatti

Позиционирование

Машин этой экзотической марки произведено за всю её историю, начавшуюся в 1909 году, всего семь с половиной тысяч штук. В этом смысле компания «Бугатти» может считаться полной противоположностью «Фордам», «Рено», «Пежо», «Опелям» и другим фирмам, главная стратегия которых описывается словом «массовость». При этом парадоксальным образом в настоящее время предприятие Bugatti Automobiles принадлежит французскому отделению «Фольксвагена», то есть производителя, в самом своём названии содержащего «народность» выпускаемых автомобилей. На самом деле никакого противоречия нет. Народ состоит не только из представителей среднего класса, его частью являются и богачи, иногда вышедшие из самых низов, по крайней мере, в исторически нормально развивавшихся странах. «Бугатти» покупают знаменитости, спортсмены и артисты, для которых роскошное авто является частью имиджа. Миллиардерам такие машины не очень нужны. О них и так известно, что они могут в этой жизни.

Bugatti

Идеологическая основа

В корне любого выдающегося явления всегда лежит определённая концепция, заданная зачинателем дела. В данном случае создателем бренда и его идеологии стал Этторе Арко Изидоро Бугатти, французский гражданин итальянского происхождения, родившийся в 1881 году, сын художника и скульптора и сам в душе творец. Он тоже посвятил свою жизнь искусству, совершенно новому для того времени, названному позже дизайном. До Бугатти автомобиль был продуктом, конструируемым главным образом из соображений технической целесообразности. Рациональная компоновка, довольно примитивная аэродинамика и простейший комфорт – вот «три кита» инженерного подхода на рубеже XIX и XX столетий. Увидеть в машинах того времени красоту сейчас трудно, более того, почти все они сейчас большинством людей воспринимаются как некие угловатые нелепые «рыдваны». «Бугатти» составляют редкое исключение.

Автомобили

Становление стиля

Получивший от коллег и даже соперников титул «художника автомобильного дела» и «автозодчего», Этторе в юности не захотел заниматься живописью и скульптурой, как его младший брат, названный родителями Рембрандтом. Парень бредил техникой, этими новыми механическими чудищами, пахнущими бензином и смазочным маслом. Его первый автомобиль, по своей сути квадроцикл, был собран им в семнадцатилетнем возрасте. Особыми эстетическими свойствами этот аппарат не отличался (об этом можно судить объективно – машина сохранилась и выставлена в Туринском Музее автомобилей). Тем не менее усилия молодого энтузиаста были замечены графом Гюлинелли, оказавшим талантливому юноше материальное содействие. Созданное им за два года новое четырехцилиндровое транспортное средство привлекло внимание специалистов. В 19-летнем возрасте Этторе Бугатти уже прослыл авторитетом среди конструкторов. Его начали приглашать для выполнения особых проектов.

Bugatti

Своя фирма

Первыми клиентами Бугатти как дизайнера автомобилей стали фирмы Mathis-Hermes (Германия) и De Dietrich (Франция), а затем он получил должность главного конструктора КБ Кёльнского моторостроительного предприятия «Дойц». Занимается он в основном разработкой шасси и пребывает в творческом поиске. Во время гонок 1908 года он увидел лёгкую и стремительную «Изотту-Фраскини», ставшую на долгое время его идеалом автомобиля. По крайней мере, в первые годы его творчества влияние внешнего облика испанской машины ощущается довольно сильно. При этом силовые конструкции его собственного творения отличаются оригинальностью. На своём «Бугатти-10» автор побеждает в ралли 1909 года (Франкфурт-на-Майне). Вскоре после этого Этторе начинает своё собственное дело в эльзасском городе Мольсхейме, в старом здании красильни. Фирма «Автомобили Э. Бугатти» основана в 1910 году, и её первой моделью стала двухместная спортивная лёгкая машина «Бугатти-13» с открытым кузовом.

модель

Особенности продукции

Становление марки происходило в условиях развивающегося рынка, в котором каждый производитель проявлял столько выдумки, сколько ему позволял талант. О технических особенностях автомобилей «Бугатти» рассказывать подробно нет особого проку. Во-первых, современному читателю, знающему об устройстве автомобиля много, эта информация вряд ли будет полезной, а тем, кто несведущ в вопросах «четырехцилиндровых двигателей с чугунными блоками, выполненными монолитно с клапанными головками» это неинтересно вовсе. Возможно, следует, однако, указать, что и тогда, и сейчас автомобили марки «Бугатти» вбирают в себя все последние достижения технологий, а чаще всего опережают их «передний край». Успешную работу фирмы, позиционировавшей свою продукцию для богатых покупателей, прервала война, начавшаяся в 1914 году. Этторе Бугатти даже был вынужден уступить Peugeot лицензию на производство своей марки.

модель

«Золотой век»

Время, прозванное Френсисом Скоттом Фицджеральдом «веком джаза», то есть 20-е годы, характеризовались послевоенным экономическим ростом в Европе и США, а следовательно, увеличением числа потенциальных покупателей автомобилей «Бугатти» за счёт быстро богатевших предпринимателей, стремившихся к приобретению предметов роскоши. Способствовали успеху и спортивные победы в виде различных Гран-при, завоёванных на ралли.

модель

Модели менялись часто, превосходя одна другую по характеристикам, действующим на потребителя магически. Эта же тенденция действовала и в тридцатые. Достаточно упомянуть модель Bugatti 57S с объёмом двигателя 3,3 л и мощностью 179 л. с., в то время соизмеримой с показателями авиадвигателей. При этом тиражи оставались небольшими и исчислялись десятками. За период 1936-1939 гг. «Бугатти» произвёл 41 автомобиль. Типичный эксклюзивный товар.

Bugatti

Крах

Этторе Бугатти умер в самое тяжёлое для фирмы время, в 1947 году, когда сбыт роскошных автомобилей практически сошёл на нет. Его сыну Роланду пришлось очень непросто, и к тому же он не смог удержать на должном уровне главный «конёк» бренда – высочайшее качество. Последний проект, называвшийся Type 451 V12 и начатый в 1959 году, так толком и не был завершён, хотя замышлялся как потребительская альтернатива Ferrari. В 1963 году стало ясно, что на продолжение работ денег не хватает, и отцовскую фирму «Бугатти» Роланд продал «Испано-Суизе», а та, в свою очередь, прекратила производство. Наступил долгий период забвения.

Автомобили

Возрождение бренда

Автомобили «Бугатти» не производились более трёх десятилетий, и можно было бы предположить, что интерес к марке угас навсегда, однако, несмотря на длительный перерыв, слава этого бренда хоть и потускнела, но лишь ждала руки мастера, способного бережно стереть с неё паутину. Потребность в суперкарах сохранилась, и в данном случае небольшие тиражи только способствуют успеху. Технология возрождения была той же, что и во времена создания фирмы, – представление прототипа Bugatti EB 110 и его участие в ралли, где автомобиль несколько лет продержался в лучшей пятёрке.

В 1998 году произошло вхождение компании Bugatti в концерн Volkswagen Group, и прославленная марка обрела второе дыхание. В XXI веке суперкар Veyron с двигателем мощностью 1,1 тыс. л. с. (опять напрашиваются самолётные аналогии) и ценой, близкой к миллиону евро, снова находит своих покупателей.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание