Рубрики
...

Что происходит с фирмой Uber?

21 июня Трэвис Каланик, глава компании Uber, подал в отставку. Известно, что он останется членом совета директоров, но отстранён от осуществления полного контроля работы созданной им фирмы. На этом решении настояли пять крупнейших инвесторов и добились своего, выдвинув угрозу отзыва капитала. Почему так произошло?

Каланик

Почему?

Совсем недавно Каланика называли гением маркетинга, его сервис признан самым быстрорастущим в истории, а идея и методы объявлялись революционными и приносящими огромную социальную пользу. Привлечено 8,2 млрд $ инвестиций, сумма капитализации достигла 50 миллиардов, а вся компания оценивается в 70 миллиардов. Офисы открыты в шести десятках стран, в них работает 12 тысяч штатных сотрудников. За этими впечатляющими цифрами, однако, скрываются многочисленные проблемы. Причиной отставки объявлена неспособность Каланика разрешить их.

Каланик

Портрет героя

Трэвис Каланик буквально с детства и ранней юности проявлял склонность к коммерческому мышлению. Первым его бизнесом стала торговля кухонными ножами, а его соученики вспоминают о том, что, видя парня, они почти всегда испытывали ощущение, что он им сейчас что-то попытается продать. В восемнадцатилетнем возрасте Трэвис готовил сверстников к поступлению в университеты, делал это достаточно эффективно и, конечно же, не бесплатно. Сам он учился очень хорошо. Вместе с единомышленниками выпускник университета штата Калифорния создал файлообменник Scour Exchange, работавший 3 года, и взял на себя его рекламу. Первый серьёзный бизнес с участием Каланика постигла неудача из-за многочисленных нарушений авторских прав и претензий со стороны трёх десятков ведущих медиакомпаний на общую сумму четверть триллиона долларов. Следующая его компания RedSwoosh предоставляла сервис, обеспечивающий передачу «тяжёлых» (то есть очень объёмных) файлов, но заработать на ней по нескольким причинам, в том числе объективным, долго не удавалось. Каланику часто элементарно не везло. В конце концов в 2007 году RedSwoosh удалось продать за 23 млн $, и Трэвис открыл некий клуб в Сан-Франциско с названием Jam Pad, сделав его местом тусовки стартаперов, где они искали инвесторов.

бизнес

Идея

Концепция будущего сервиса Uber возникла в Jam Pad в результате долгих и горячих дебатов. Много времени заняло обсуждение позиционирования продукта. Наряду с мнениями об элитной природе мобильного приложения для вызова лимузинов существовала идея массового обслуживания небогатых клиентов, и она победила. Знакомство Трэвиса Каланика с Гарретом Кампом привело к окончательному формированию сути будущего проекта, состоящего в возможности совершать поездки вскладчину и при этом максимально сократить время получения заказа. Кратко она выражалась фразой «нажать на кнопку и ехать», сказанной однажды Кампом.

Uber

Развитие и смелые проекты

Не далее как в конце апреля менеджмент Uber (а фактически сам Трэвис Каланик) заявлял о намерении создать сервис воздушных пассажирских перевозок по принципу такси на основе беспилотных летательных аппаратов на электрической тяге, для начала в Далласе (штат Техас, США) и городе Дубае (ОАЭ). Для реализации замысла привлечены авиастроительные фирмы Embraer и Bell Helicopter. Реализация проекта и начало коммерческой эксплуатации намечено на 2020 год. Наличие скептиков, утверждающих, что за столь короткое время добиться этого результата практически невозможно, на Каланика не произвело впечатления. Он считает, что услуги воздушного беспилотного такси будут почти столь же доступными по цене, как и обычные автомобили. Большую проблему создатель сервиса Uber видит в трудности убеждения властей, да и самих клиентов тоже, в безопасности нового вида общественного транспорта.

Вместе с тем, несмотря на очевидные экономические успехи сервиса, его впечатляющий рост и амбициозные планы, фирму всё чаще стали беспокоить неприятные моменты и даже скандалы.

Uber

Недовольные водители

Обычно Трэвис Каланик по городу перемещается в автомобиле, принадлежащем его сервису, и не из экономии (он человек состоятельный), и не ради того, чтоб контролировать работу, как можно было бы подумать, а потому, что на самом деле считает, что так удобнее и быстрее.

Каланик

1 марта текущего года у него случилась перепалка с одним из водителей Uber, неким Фаузи Камелем, недовольным снижением тарифов и повышением стандартов обслуживания. Генеральный директор фирмы пытался доходчиво объяснить работнику мотивацию этих мер. В частности он сказал, что конкуренция на рынке пассажирских перевозок весьма жестока, и если продолжать удерживать цены на высоком уровне, её не выдержать. После того как Каланик услышал, что годовые потери водителя составили 97 тыс. долларов, он не выдержал, и… пожелал Камелю удачи. Позже он извинился за свою горячность. Желание получать больше денег за свой труд вполне естественно, но когда сумма только одних «убытков» (в данном случае недополученной выгоды) равна немалому даже для Америки доходу, то это означает, что зарабатывают на Uber, в общем-то, неплохо. Но недовольные всё равно есть.

Проблемы взаимоотношений в коллективе

Сотрудница (бывшая) фирмы Uber Сьюзан Фаулер в своём интервью New York Times рассказала о крайне нездоровой обстановке внутри компании. По её словам, в коллективе постоянно идёт война интриг между менеджерами, пытающимися выставить своих коллег в самом худшем виде перед начальством, чтобы «подсидеть» и занять более высокую должность (что-то вроде «Игр престолов»). Такие прискорбные явления происходят, к сожалению, не только в Uber, но о них рассказали ещё три десятка работников этой фирмы как уже уволившихся, так и действующих. Свидетельствует это о том, что высшее руководство компании не уделяет должного внимания вопросам внутренней корпоративной культуры, да и кадры подбираются ненадлежащим образом. Сотрудники Uber, вместо того чтобы прилагать усилия к выполнению своих прямых обязанностей, значительную часть времени расходуют на причинение репутационного ущерба друг другу. Но это ещё не всё, о чём рассказала Сьюзан Фаулер.

Uber

Домогательства

Трэвис Каланик инициировал расследование многочисленных случаев безответного, бестактного и очень назойливого заигрывания представителей мужского менеджмента Uber по отношению к сотрудницам-женщинам после публикации агентства «Блумберг», основанной на данных юридической фирмы Perkins Coie о 215 жалобах по поводу сексуальных домогательств. Примерно в половине случаев никаких мер вообще не принималось. После разбирательства два десятка самых активных «донжуанов» были уволены, но скандал всё равно окончательно не утих. Возмутило работниц, составляющих 36% персонала, то, что в отделе кадров эти позорные эпизоды назвали «единичными случаями». Сексистское замечание миллиардера Дэвида Бондермана о его желании видеть в совете директоров больше женщин, чтобы на заседаниях чаще говорили, привело к его отставке.

бизнес

История с Waymo

Предварительные успехи Uber по созданию беспилотного такси были омрачены февральским скандалом по поводу предполагаемой утечки 14 тысяч файлов, составлявших коммерческую тайну компании Waymo, разрабатывавшей аналогичные технологии. В федеральном суде Сан-Франциско вынесли решение в пользу истца на том основании, что главный обвиняемый Энтони Левандовски во время процесса отказался давать показания против себя на основании Пятой поправки к американской конституции, а следствие предоставило косвенные подтверждения его контактов с представителями Uber.

Каланик

Фирма отрицает использование ею каких-либо ворованных технологий, однако факты и общее настроение работают не в её пользу. Сам Левандовски после увольнения из Waymo основал свой стартап Otto, занимавшийся разработкой систем беспилотного управления грузовыми автомобилями, а позже уступил его Uber за акции компании на сумму в четверть миллиарда долларов.