Рубрики
...

Что производит корпорация Kawasaki?

Когда кто-то упоминает марку «Кавасаки», то обычно имеет в виду мотоциклы. Однако это направление производственной деятельности - всего лишь одно из очень многих, и далеко не главное. Фирма беспрецедентна по охвату и размаху. Занявшись чем-то однажды, уже не прекращает работать в этой области. «Кавасаки» строит суда, мосты, железнодорожный подвижной состав, самолёты, снегоуборочную и землеройную технику, целые предприятия под ключ и очистные сооружения. Кроме этого, компания производит оборудование для мусоросжигательных заводов, газификационные системы, устройства для переработки отработанного топлива и ещё много нужной высокотехнологичной продукции. Это настоящий спрут (в хорошем смысле слова), запустивший свои мощные щупальца в разные области мировой экономики. Трудно найти во всём мире столь же многосторонне развивающуюся фирму.

Kawasaki

Шозо Кавасаки

Человек, давшей своё имя этому суперконцерну, родился в семье небогатого торговца традиционной японской одеждой кимоно в городе Кагосиме. В юном возрасте он переехал в Нагасаки – самый в то время открытый для заграничных прогрессивных идей город. Некоторое время Шозо был моряком, но дальнейшие события, в результате которых он вдруг (а может, и не вдруг) стал предпринимателем, освещаются в его биографии довольно скупо. Факт же состоит в том, что молодого предпринимателя, совсем небогатого, но заинтересовавшегося вопросами судостроения, поддержал не какой-то спонсор, а вице-министр финансов Японии Масайоши Мацуката, его земляк.

В итоге правительство выделило участок под будущие верфи у реки Шумидагава и сдало его в аренду заводу «Цукижи Кавасаки», и, очевидно, на достаточно льготных условиях. Это случилось весной 1878 года. Через 16 лет владелец фирмы получит должность вице-президента Почтовой судоходной компании Японии, - госструктуры, занимающейся доставкой сахара на острова. С точки зрения современного западного обывателя, совмещение частных и государственных интересов свидетельствует о некой коррупционной составляющей. Возможно, что-то вроде этого и имело место, но в Стране Восходящего Солнца есть своя специфика. Фирма «Кавасаки», не забывая о своих интересах, всегда работала на благо государства.

судостроение

Судостроение

Если рассматривать структуру фирмы на примере дерева, то кораблестроительное направление будет, несомненно, выполнять функции корня и центрального ствола, от которого произрастают все прочие ветви, сколь бы мощными они ни были. С верфей Kawasaki Tsukiji Shipyard началось всё.

Суда в Японии строили и до Шозо Кавасаки, но они получались не очень хорошо, и сам основатель фирмы, будучи моряком и владельцем небольшого пароходства в Осаке, убедился в этом, когда один из его транспортов пошёл ко дну. Учиться нужно было в странах, где это делать умели, то есть фактически требовалось преодолеть отставание. Первое судно, грузопассажирский пароход «Иёмару» водоизмещением в 727 тонн (английских), было спущено на воду фирмой Kawasaki Dockyard в 1897 году, а предшествовало этому событию изнурительное строительство сухого дока – грунт оказался тяжёлым, он «плыл».

судостроение

Вскоре материал корпусов заменили сталью (раньше использовалось обычное железо). В 1908 г. со стапелей сошёл первый японский военный корабль «Йодо», построенный частным предприятием. Первая полностью японская субмарина, изготовленная, правда, по голландским чертежам, тоже спущена на воду фирмой Kawasaki. Позже было много кораблей разного класса, вплоть до крупнотоннажных крейсеров. В настоящее время «Кавасаки» - один из крупнейших производителей-судостроителей в мире.

судостроение

Железнодорожное направление

Японские рельсовые пути сообщения начали работать в 1872 г. (линия Шинагава – Йокохама), но локомотивы использовались американские. Первый японский паровоз, оснащённый тендером, был произведён фирмой «Кавасаки» в 1911 году, но вагоны она начала строить четырьмя годами ранее. Качество оказалось лучше, чем у импортных образцов. Паровозы в Японии выпускались до 1971 года, их общее число превысило 3,2 тысячи. В настоящее время отделение Kawasaki Rail Car Incorporated в г. Йонкерсе, США, производит рельсовые тележки, а материнская компания занимается строительством почти всех высокоскоростных поездов для железнодорожной сети «Синкансэн».

Kawasaki

Самолёты

Фирма «Кавасаки» стала авиапроизводителем в 1918 году, сразу после окончания Мировой войны, когда на одном из заводов («Хьёго») был организован цех по изготовлению аэропланов. Через несколько лет он разросся и превратился в авиазавод Kawasaki Aircraft Co. Ltd., и именно здесь была реализована первая японская цельнометаллическая конструкция аэроплана. Самолёты были преимущественно боевыми. Они принимали участие в дальневосточных войнах, а некоторые модели представляли собой выдающиеся образцы.

Kawasaki

После разгрома и капитуляции до 1954 года японская авиационная отрасль была под запретом, но производство в конечном счёте возобновили, начав с «отвёрточной сборки» американской техники. В настоящее время Kawasaki считается одной из ведущих аэрокосмических фирм. Она прославилась экспериментальным модулем для МКС, опытным орбитальным самолётом HOPE-X и стыковочным механизмом для спутника собственной конструкции.

Kawasaki

Мосты

Развитие сталепрокатной отрасли корпорации, обслуживающей железнодорожное, судостроительное и авиационное направления, было отчасти вынужденным и побочным. Огромные объёмы потребления задавали необходимость собственного производства этого материала, но оно повлекло за собой возникновение ещё одного рода деятельности фирмы. После Великого землетрясения в префектуре Канто (1923), разрушившего многие объекты транспортной инфраструктуры, кто-то должен был отстроить новые мосты, и лучше чем «Кавасаки» этого сделать никто не мог. Корпорация имела всё нужное для выполнения задачи: специалистов по материалам, саму сталь, финансовые ресурсы, инженерные и рабочие кадры. При выполнении 25 заказов нарабатывался бесценный опыт, в том числе и сооружения разводных «мостов Кавасаки» (их так и называют в Японии). Самые впечатляющие достижения фирмы:

- Форестхилл – самый высокий в Калифорнии и четвёртый по этому показателю в США (1974);

- Акаси-Кайкё – длиннейший подвесной мост в мире (1998).

Kawasaki

Автомобили

Это направления никогда не было для фирмы Kawasaki первостепенным, однако она производила автобусы Rokkogo (1933), грузовики и даже роскошные автомобили для императорской семьи той же марки. Некоторые модели машин «Кавасаки», предназначенные для общественного транспорта, в настоящее время эксплуатируются во всём мире.

Kawasaki

Мотоциклы

Первые мотоциклы марки Kawasaki появились в начале 60-х годов. До этого была японская же компания Meguro, закупавшая двигатели для установки на свою продукцию. В конечном счёте произошло объединение-поглощение и началось производство под собственным брендом. Ранее «Кавасаки» изготовляла велосипедные моторчики для самостоятельной установки, мотороллеры Bikescooter и велосипеды, уже укомплектованные штатными мини-двигателями. После окончательного утверждения собственного бренда фирма вывела на рынок несколько весьма успешных моделей мотоциклов (Samurai, Mach III, Z1, Z400, AR125 и др.)

мотоциклы

Все они отличались дизайном от (ультрасовременного до ретро-стилизации), но неизменно их конструкции вбирали в себя последние технологические достижения. Именно этой, в общем-то, побочной продукции концерн обязан всемирной славой бренда, ранее известного в большей степени отраслевым специалистам.

судостроение

Kawasaki сегодня

Главным направлением хозяйственной деятельности концерна Kawasaki Heavy Industries, приносящим наибольшую прибыль, по-прежнему остаётся судостроение. Однако и все остальные отрасли, в которой она реализовалась, развиваются тоже очень динамично.

Kawasaki

К таковым «боковым ответвлениям» относится производство промышленных роботов, гидроциклов, тракторов, поездов, двигателей, систем вооружений, лёгких самолётов и вертолётов, а также деталей и комплектующих узлов авиатехники. Одной из важнейших специализаций стали туннелепроходческие машины. И, конечно же, всемирно известные мотоциклы.