Рубрики

Для владельцев бизнесов и топ-менеджеров: как избежать трех основных ловушек, расставленных кризисом

Пандемия COVID-19 приобретает все большие масштабы. Организации всех типов испытывают кризисы и вынуждены бороться за выживание. Кроме того, им приходится планировать будущее, которое остается практически полностью непредсказуемым. Как избежать ошибок, которые многие допустили во время прошлого финансового кризиса?

Пандемия и ситуация в экономике

В это время управляющие должны быть особенно гибки и показать свое умение адаптироваться. Постоянно возникают новые сложности и неизвестные опасности, а стресс превращает людей в совершенно других личностей. Многие предпочитают использовать проверенные антикризисные меры, а не прибегать к инновациям. И это логично, однако в этом случае существует большая вероятность сделать ошибку.

Ситуация усугубляется и тем, что тенденция к социальному дистанцированию мешает членам руководства встречаться с коллективом для обсуждения проблем и неформального общения. В результате управляющим менеджерам и владельцам бизнеса становится сложнее контролировать производительность и выполнение работы. Вот еще несколько ловушек, которых нужно избежать, если вы хотите продержаться на плаву во время этих непростых времен.

Ловушка № 1: ограниченное мышление

Вы можете подумать, что кризисы делают людей более открытыми для инноваций. Но реальность такова, что наша естественная склонность - это искать утешение и уверенность и прибегать к проверенным и уже существующим средствам. Это значит, что мы стараемся использовать то же, что и большую часть времени. Тем временем кризис сам по себе означает, что привычные способы решения проблем по какой-то причине перестают работать. Исполнительные команды и совет директоров могут предвидеть такое поведение и преодолеть эту склонность, задав себе следующие вопросы:

  • Что сейчас делают другие организации, особенно новые конкуренты, в вашей сфере? Акцент на участников в вашей отрасли, географической или клиентской нише является полезным. Скорее всего, они не выберут устаревшие методы, что даст вам понимание, в какую сторону стоит двигаться.
  • Соответствует ли план, который вы создали, этому конкретному кризису? Обсуждение этого вопроса поможет руководителям понять, как план поможет справиться с насущными проблемами, и поможет ли вообще. Возможно, все просто избегают дискомфорта от необходимости разрабатывать совершенно новый подход?
  • На каких внешних консультантов вы могли бы опереться? Возможно, стоит привлечь дополнительных людей, которые помогли бы вам взглянуть на проблему с другой точки зрения? Ряд специалистов (юристы, консультанты, аудиторы), которые работают в нескольких компаниях или даже странах, могут помочь вам мыслить шире.

Ловушка № 2: уступка лидеру

Когда люди чувствуют угрозу, они обычно обращаются к лидеру группы. Но руководители и менеджеры должны сопротивляться тому, чтобы принимать на веру слова генерального директора или владельца компании. Вместо этого они должны использовать критическое мышление и убедиться, что они действуют в интересах всей команды. Помогут в этом следующие вопросы:

  • Вы получаете альтернативные точки зрения от разных людей? Чем больше мнений вы выслушаете, тем быстрее найдете устраивающий вас выход.
  • Есть ли у директоров преимущество в принятии решений? Лучше, если антикризисная стратегия будет разрабатываться коллективно.
  • Являются ли руководители высшего звена достаточно непредвзятыми, чтобы планировать и общаться с заинтересованными сторонами? Вся команда должна быть вовлечена в процесс принятия решений и обсуждение ситуации. Убедитесь, что каждый выполняет свою часть работы.

Ловушка № 3: соответствие

Исследования таких ученых, как психолог Ирвинг Л. Дженис, показали, что во время кризиса люди испытывают повышенное давление, которое может сказаться по-разному. Например, если во время обсуждения меньшая часть коллектива не согласна с решением, то оставшиеся люди могут оказать на них давление. В результате коллектив не изучает потенциально более интересные варианты, а останавливается на том, который понравился большинству. Групповое мышление такого рода способствовало величайшим политическим промахам - не повторяйте этих ошибок. Чтобы избежать этого, вы должны задать себе следующие вопросы:

  • Получил ли каждый человек полную информацию и возможность сформировать свое собственное мнение? Все ли полностью понимают и верно оценивают проблемы? Имеют ли ваши сотрудники возможность задать вопросы? Получили ли директора консультацию сотрудников, чьи знания имеют важное значение для преодоление кризиса?
  • Все ли эксперты делятся своим опытом? Каждый эксперт видит одну и ту же проблему через призму собственного опыта. Поэтому даже специалисты из одной сферы, вероятно, дадут немного разные рекомендации. Могут ли команда высшего руководства и совет директоров получить все эти разные советы?
  • Рассматривает ли руководители все решения или следуют тому, что было представлено в первую очередь? Группа должна стремиться разобраться во всех возможных предложениях и различных вариантах разных сценариев.

Еще несколько советов

Никогда не стоит забывать о том, что кризис - это отличная возможность для роста. Задача компаний состоит не только в том, чтобы пережить этот период, но и в том, чтобы перезагрузиться и адаптироваться к новым условиям. Во многом это зависит от кадровых решений, принятых руководителями. Вот несколько советов:

  • Перепрофилирование. Какие части вашей компании могут быть приостановлены, чтобы вы могли провести перепрофилирование?
  • Управление. Выбор правильной стратегии управления во многом влияет на работу организации. Избегайте использовать микроменеджмент и слишком частые проверки.
  • Учеба, учеба и еще раз учеба. Победителями в этой гонке станут те, кто умеет быстрее всего приспосабливаться и схватывать на лету.
  • Доверяйте людям. Скорее всего, пандемия не даст обычной социальной жизни возобновиться в ближайшие месяцы. Если вам действительно нужно уволить кого-то, то сделайте это можно как можно быстрее. Оставшимся же специалистам доверяйте.

Вопросы для ответов

Задавая вопросы такого рода и ища честные ответы, вы сможете сформировать правильную реакцию на кризис. Руководители, задавшие правильные вопросы, с меньшей вероятностью потратят время и деньги, защищая устаревший подход.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание