Рубрики

Эксперты ожидают банкротств перевозчиков и отсутствия спроса на перелеты

Авиаперевозчики не надеются, что в текущем году ситуация в их отрасли кардинально изменится в лучшую сторону. Эксперты делают ставку на то, что некоторых из них вовсе ожидает банкротство по причине низкого спроса на перелеты. Оставшиеся на рынке, однако, не смогут рассчитывать на высокую прибыль.

Клиенты авиакомпаний столкнутся с низкой стоимостью билетов на внутренние рейсы. Однако немногочисленные международные рейсы, наоборот, вырастут в цене.

Затянувшийся кризис

Фактически, то, что мы сейчас наблюдаем, - это абсолютно уникальное явление. Запреты на гражданские перелеты не пройдут бесследно для авиационной отрасли. Некоторые действующие игроки обязательно покинут рынок.

Эксперты сходятся во мнении, что кризис растянется надолго и не завершится в текущем году. Развитие событий зависит от того, в какие сроки будет возобновлено авиасообщение. Еще некоторое время потребуется для восстановления спроса.

Все прогнозы, которые дают эксперты, нельзя назвать точными в сложившихся непростых условиях.

Снижение спроса

Эксперты выяснили, что к концу 2020 года количество клиентов сократилось почти вдвое.

Снижение спроса на авиаперелеты объясняется несколькими причинами. Во-первых, это строгий карантин, который случился в весенний период. Большинство граждан не покидали пределы жилья, о перелетах речь вообще не шла.

Во-вторых, не стоит отметать в сторону экономический фактор. Доходы населения снизились, и люди в большей степени сосредоточились на удовлетворении базовых потребностей, в число которых, конечно же, не вошли авиаперелеты.

Надо сказать, что снижение спроса могло бы оказаться еще большим, если бы перевозчики не пошли бы на крайние меры. Авиакомпании снижали цены до предела, чтобы удержать пассажиров.

Колоссальные убытки

Подводя финансовые итоги, перевозчики сделали вывод, что 2020 год принес внушительные убытки на уровне двухсот миллиардов рублей, что существенно превосходит операционные убытки, зафиксированные годом ранее.

Логично было бы предположить, что убытки будут покрывать за счет клиентов. Однако особенность авиационной отрасли состоит в том, что на стоимость билетов в большей степени влияет уровень спроса, а не затраты перевозчика.

Компания «UTair» сократила стоимость авиабилетов на 10−20%. Ожидается, что в 2021 году цена снизится еще больше. Представители компании заявили, что при составлении плана учитывали возможное понижение еще на 5−10%. Они рассчитывают на затяжной кризис на фоне сокращения пассажиров.

В авиакомпании «Уральские авиалинии» в 2020 году снизили цены на 14%, а на следующий год вовсе отказались делать прогнозы в условиях высокой неопределенности.

Большинство авиаперевозчиков ожидают, что в текущем году ничего не изменится, а восстановление уровня спроса начнется лишь в 2022 году.

Дороже или дешевле?

Сервисы, которые зарабатывают на продаже авиабилетов, также зафиксировали снижение прибыли. Люди стали тратить на 15% меньше, чем раньше.

Однако не исключается, что в 2021 году цены начнут восстанавливаться. Это произойдет в том случае, если пандемия отступит, а люди смогут более свободно перемещаться. Сложно строить точные прогнозы, потому что многие зависит от скорости открытия границ, восстановления экономики и других факторов.

Если крупные авиаперевозчики обанкротятся и уйдут с рынка, а спрос увеличится, это может стать предпосылками для повышения стоимости авиабилетов.

Ожидать повышения спроса, скорее всего, не стоит

Если будет наблюдаться повышение спроса, то крайне неравномерное. Это зависит от сезона и направления полетов. Например, в августе-сентябре прошлого года за полет в Турцию, которая традиционно пользуется спросом среди россиян, приходилось платить на двадцать процентов больше, чем раньше. Однако уже в декабре произошло снижение цен на данное направление.

Цены на авиабилеты между российскими городами сократились почти на десять процентов, если брать в расчет период с января по апрель. Что касается полетов в период с мая по сентябрь, то они стали дешевле на 3%.

Надо сказать, что стоимость билетов эконом-класса изменилась и несколько увеличилась в сравнении с предыдущими периодами. Так, например, с января по май придется заплатить на 2% больше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

Представители сегмента авиаперевозок сообщают о том, что в текущих условиях крайне сложно прогнозировать то, как с течением времени будет меняться стоимость авиабилетов.

Отчасти это связано с тем, что российским пассажирам свойственна низкая глубина бронирования. Это означает, что лишь незначительное количество пассажиров планирует авиаперелеты раньше, чем за два месяца. Надо сказать, что раньше таких пассажиров было больше. Однако в период карантина многие столкнулись с тем, что не могут вернуть деньги за билеты и решили не покупать заранее, чтобы дополнительно не попасть в минус.

Осенью 2020 года большинство граждан покупали авиабилеты не раньше, чем за неделю до вылета. Некоторые осмелились сделать это примерно за месяц.

Кто уйдет, а кто останется

Экономический кризис и снижение спроса не пройдут бесследно для авиационной отрасли. Если трезво посмотреть на ситуацию, то становится ясно, что часть игроков вовсе исчезнут с рынка. Для пассажиров этот непростой процесс также будет иметь определенные последствия. Уровень цен на фоне сокращения предложения постепенно будет восстанавливаться, возвращаясь к показателям 2019 года.

Однако в текущих условиях авиакомпаниям крайне сложно обеспечить окупаемость, не говоря уже о получении прибыли. Россияне находятся в состоянии экономического кризиса и далеко не все смогут позволить себе авиаперелеты.

Надо сказать, что ситуация в отрасли неравномерная. В то время, как стоимость внутренних рейсов довольно низкая, полеты за границу обходятся недешево. Гражданам, которые планируют покидать территорию страны, придется раскошелиться. В данном сегменте высокие цены объясняются низким количеством рейсов.

Поддержка авиаперевозчиков

На фоне кризиса государство не осталось в стороне и планирует увеличить объем финансовой поддержки для авиационной отрасли. Большинство перевозчиков, к сожалению, не справляются самостоятельно.

В 2020 году на поддержку авиаперевозчиков было направлено больше двадцати миллиардов рублей. Это средства на выплаты заработных плат, внесение лизинговых платежей и так далее.

В 2021 году уровень поддержки составит восемнадцать миллиардов рублей. Эти средства учитывались при разработке плана восстановления экономики. Денежные средства потребуются на региональные перевозки, а также сохранение пригодности воздушного транспорта.

Правительство планирует направить часть средств на поддержку авиаперевозчиков, которые осуществляют рейсы на Дальний Восток.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание