Рубрики

Год крайностей: как 2020 год изменил отрасль розничной торговли

Пустые улицы даже перед большими праздниками, закрытые магазины, рестораны, театры и музеи, голые полки с товарами первой необходимости… 2020-й стал годом крайностей в розничной торговле, и именно в этот период возникли уникальные модели покупок, поскольку клиенты и продавцы резко поменяли образ жизни и принципы работы. В то же время пандемия привела к огромным изменениям в типах продуктов, которые все стали чаще покупать. Другие же товары, наоборот, оказались невостребованными.

Главное потрясение — эффект неожиданности

Нельзя недооценивать проблемы, с которыми в этом году столкнулась отрасль розничной торговли. Она всегда строилась на прогнозировании — построении обоснованных предположений с использованием исторических данных в сочетании с прогнозами о том, откуда будут поступать доходы. Но теперь неожиданные факторы «лихорадят рынок», изменяя его до неузнаваемости.

Индустрия розничной торговли совершенно не может справляться с уровнем неопределенности, который все наблюдают в 2020 году, не говоря уже о кардинальных изменениях в том, как люди были вынуждены жить и работать. Поэтому неудивительно, что в цепочке поставок были пробелы и дефицит, особенно в начале года, когда продуктовые ритейлеры изо всех сил пытались угнаться за спросом в супермаркетах.

Эта неопределенность действительно характеризовала розничную торговлю на протяжении всего 2020 года. Согласно последним исследованиям Capgemini, только 39% ритейлеров чувствовали себя уверенно и могли прогнозировать свои праздничные продажи. Легко понять неуверенность компаний и мелких предпринимателей в постоянно меняющихся ограничениях, которые делают все вокруг непредсказуемым.

Даже торговые гиганты переживают падение продаж

За последние несколько лет в розничной торговле произошла серия заметных убытков, и этот год не стал исключением. «Скорость изменений удивила крупных и мелких розничных торговцев, и теперь мы видим несколько жертв», - сказал Эндрю Гудакр, исполнительный директор Британской независимой ассоциации розничных торговцев. По данным Центра исследований розничной торговли, в этом году в одной только Великобритании закрылись 52 предприятия розничной торговли, в результате чего пострадали 4726 магазинов (больше, чем в 2018 и 2019 годах, вместе взятых), и было потеряно 95 227 рабочих мест.

"Аркадия" и "Дебенхэмс" — самые крупные компании, которые пережили резкое падение продаж в этом году. Пандемия сильно ударила по многим более мелким предприятиям, особенно по производителям одежды, которые увидели, что спрос на нее резко упал. Однако маловероятно, что пандемия сама по себе была единственной виновницей ситуации, хотя она наверняка стала «гвоздем в гробу» многих торговых марок, особенно мелких.

Интернет выходит на первый план

2020-й стал годом, когда онлайн-покупки действительно вступили в свои права. «Изменения, которые мы уже наблюдали с интернет-магазинами, значительно ускорились из-за COVID-19. Ранее 20% всех непродовольственных товаров продавалось через Интернет. В июле этот показатель достигал 50%, а теперь он выше 60%», - поясняет Эндрю Гудакр.

В связи с карантином и ограничениями, вынуждающими розничную торговлю закрываться в разные моменты года, неудивительно, что клиенты обратились к онлайн-покупкам, чтобы получить то, что им нужно. Доставка на дом стала более распространенной, чем когда-либо, наряду с ростом популярности других методов закупок с низким уровнем контакта. Даже дискаунтеры были вынуждены изучить больше возможностей, поскольку покупатели стремятся к удобству и безопасности онлайн-покупок.

Мелкие магазины упрочили свое положение

С новостями о крахе крупных ритейлеров и растущей популярности онлайн-покупок может показаться, что у обычных магазинов действительно очень мрачное будущее. Однако работа на дому побудила людей оставаться внутри своего района и делать покупки в розницу на местах. Мелкие ритейлеры, способные адаптироваться, оказались на высоте по сравнению с более крупными, которые слишком велики, чтобы быстро перестроиться.

Наблюдается большая тенденция к локализации, люди возвращаются в свои районы. По сравнению с исходным уровнем розничной торговли до пандемии, наблюдается устойчивое утроение числа людей, выходящих в Интернет, чтобы проверить наличие товаров в местных магазинах перед посещением. Покупатели стали менее охотно посещать крупные торговые центры, а в местных торговых точках стал наблюдаться рост посетителей. Изменения и ограничения, вызванные пандемией, дали новую жизнь местным розничным торговцам, особенно тем, которые могут обслуживать своих клиентов онлайн.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание