Рубрики

Игорь Сикорский: русский маркетинг в Америке

Имя Игоря Сикорского известно во всём мире. Он был одним из величайших авиаконструкторов XX века, создателем принципиально нового воздушного транспортного средства, основоположником теории стратегической бомбардировочной техники, изобретателем, учёным, философом, удостоенным за свои достижения многих наград и почестей при жизни и после смерти. На вертолётах его фирмы традиционно летают американские президенты. Но почему-то о Сикорском редко вспоминают как о бизнесмене, и это несправедливо. Ведь менеджмент - это умение и даже искусство максимально эффективного использования ресурсов, в том числе нематериальных. Игорь Иванович Сикорский в своём деле преуспел. Он был гениальным менеджером, и некоторые детали его биографии, подтверждающие это положение, будут приведены ниже.

Sikorsky

Распространённые заблуждения

Существуют два распространённых стереотипа, ассоциирующихся с Сикорским: во-первых, он построил в России «Илью Муромца», ставшего первым в мире четырёхмоторным стратегическим бомбардировщиком, то есть боевым средством, способным наносить врагу в случае военного конфликта неприемлемый для него ущерб. Но на родине его почему-то вроде бы как недооценили. Во-вторых, он занимался в основном вертолётами, и потому добился успеха в Америке. Оба этих утверждения справедливы лишь отчасти, а вернее, вообще неверны и представляют собой крайне вульгарную интерпретацию реальных событий. В России Сикорского оценили на самом высшем государственном уровне, а достроить нужное количество необходимых стране самолётов помешали революция и смута. Уехать ему пришлось по причине реальной угрозы физической расправы. Деловым человеком Сикорский не был до переезда в Америку, в том числе и пребывая во Франции, где он тоже никаких попыток делать бизнес не предпринимал – он работал инженером. Занимался Игорь Иванович не только вертолётами, хотя, конечно, именно им он обязан своей великой славой.

Но главное заблуждение, вероятно, состоит в том, что стоило лишь ступить Сикорскому на американскую землю, и у него тут же всё само собой образовалось. Вот это уж точно не так.

бизнес

Неприветливая заграница

Так как бизнесом в России Сикорский не занимался, то вся его биография, касающаяся дореволюционного периода, будет для краткости опущена, тем более что материалов о нём много, и интересующиеся всегда могут всё узнать самостоятельно. Во Франции молодой (ему не было и 30 лет) конструктор, уже пользовавшийся известностью благодаря своим достижениям, получил было должность в авиационном департаменте, но война кончилась, и нужда в новых военных аэропланах отпала, как и в услугах мсье Сикорского. В Россию, уже большевистскую, путь был заказан, и инженер в 1919 году поехал в Нью-Йорк, где тоже непонятно что его ожидало, но, по слухам, грамотному человеку применение должно было найтись. Однако работы в авиации не было и в Америке, и Сикорский до 1923 года перебивался разными заработками, в том числе учительствовал в вечерней школе.

Sikorsky

Русская община

Будучи убеждённым антикоммунистом, Игорь Сикорский, очевидно, всё же разделял мнение Сталина о важности кадров, которые, как известно, решают всё. К 1923 году он собрал вокруг себя специалистов по авиации российского происхождения из числа эмигрантов. Это были инженеры, квалифицированные рабочие, пилоты и люди, не имевшие к строительству аэропланов ранее никакого отношения, но обладавшие хорошим уровнем технических знаний. Была учреждена фирма под названием «Сикорский Аэроинжениринг Корпорейшн». Не хватало только денег. Но Игорь Иванович их нашёл.

Первый самолёт Сикорского

Бюджет первого самолёта марки Sikorsky был очень скромным. Строился летательный аппарат в курятнике г-на Утгофа, тоже «белогвардейского недобитка», основавшего в царской России корабельную авиацию как род войск. Финансовая помощь общины была разнообразной и представляла собой взносы людей не только богатых и известных, как, к примеру, композитор и музыкант Сергей Рахманинов (он был назначен вице-президентом, скорее почётным), но и людей скромного достатка. Русские люди, оказавшиеся волей трагической судьбы разбросанными на огромных просторах от Австралии до Европы и от Шанхая до Америки, слали свои деньги, видя в проекте земляка-инженера возможность заявить о себе и своей любви к родной стране. Сплочённость этого «эмигрантского отребья» (так определяли коллектив в советской прессе того времени) не могла не трогать. Титулованные представители старинных дворянских родов трудились рядом с бывшими низшими чинами на разных должностях, в том числе и рабочих. Самолёт Sikorsky-29 был построен в 1924 году, удачно продан, первая прибыль получена, а затем последовали другие заказы.

Sikorsky

Прорыв

Чтобы решиться на такой старт с нуля, суметь убедить и заразить своим оптимизмом коллектив и побудить спонсоров вложить деньги в проект, безусловно, требовался незаурядный менеджерский талант, к тому же подкреплённый знаниями инженерной науки и потребностей рынка. Спрос на отдельные классы самолётов был в то время особенно капризным, и часто приходилось действовать наугад, что в случае неудачи могло привести к полному разорению. Сикорский строил летающие лодки, небольшие пассажирские воздушные суда, и их удавалось сбывать, но насыщенность рынка легкомоторными машинами была очевидной. Требовалась «фишка», и она была найдена. Sikorsky-38 был амфибией, то есть мог садиться и на грунт, и на воду. Этот самолёт обеспечил Сикорскому долгое доминирование на обширном секторе авиационного рынка.

Sikorsky

Кризис

Будучи человеком независимого нрава, Игорь Сикорский, тем не менее, пошёл на слияние своей фирмы с другим авиапроизводителем (United Technologies Corporation) в преддверии предсказанного им кризиса 1929 года и благополучно его «пересидел» под крылом этой корпорации. В дальнейшем он получил достаточную степень самостоятельности. Эта мера позволила ему сохранить коллектив, за каждого члена которого он, по его собственным словам, «готов был умереть», как, впрочем, и они за своего шефа.

Sikorsky

Вертолёт

Фирма Sikorsky прошла этап становления, производя самолёты и гидропланы, многие из которых были очень удачными и строились крупными сериями, но главное открытие было впереди. Масштабному перепозиционированию способствовал такой негативный фактор, как падение спроса на выпускавшуюся продукцию. Последней летающей лодкой Сикорского была модель S-44 в 1937 году, после чего заказы прекратились. Начались работы по созданию принципиально нового продукта, - аппарата, летающего посредством несущего винта. Это был вертолёт.

Sikorsky

Опять с нуля

Ситуацию ожидания скорого и почти неизбежного краха Игорь Сикорский сумел обратить на пользу, в третий раз за свою жизнь начиная дело с нуля. Одновинтовая схема с рулевым винтом на хвостовой балке ведущими авиационными экспертами признавалась в конце тридцатых годов полностью бесперспективной, а он применил именно её, потому что верил в правильность своих расчётов. Сейчас, когда есть и соосные машины, по этому принципу всё равно строятся девять из десяти вертолётов в мире.

вертолёт

Выведение на рынок

Новый продукт рынок воспринял прохладно. В оборонном министерстве и генералитете сочли машину, способную зависать в воздухе неподвижно и садиться на любую площадку, слишком уязвимой мишенью, а гражданские эксплуатанты придерживались мнения, что это – «бесполезная игрушка». В проект были вложены все силы и финансовые ресурсы фирмы Sikorsky. Спасти дело могло лишь чудо. И оно случилось.

Sikorsky

Риск и победа

В последних числах ноября победного 1945 года на восточном побережье США бушевала страшная буря, ставшая причиной гибели людей. Рушились дома, ветер унёс железнодорожника прямо из вагона, - в общем, настоящее стихийное бедствие, не позволяющее, в частности, самолётам летать. И как раз в это время в море терпит крушение нефтеналивная баржа, а на её борту два человека, и их уже все считают обречёнными. Неподалёку – завод фирмы Sikorsky, и два отважных лётчика, Джимми Винер (главный пилот компании) и Джек Бейл, решаются на отчаянный поступок: они спасают моряков, поднимая их с борта судна специальной лебёдкой на вертолёт R-5.

Собственно, в этот момент была одержана победа, и новая эра авиации началась. Дальше следовала обычная история успеха, каких было и, наверное, будет много.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание