Рубрики

История полного жизненного цикла продукта на примере компакт-кассеты

В науке маркетинга существует понятие жизненного цикла товара, разбитого условно на четыре основных участка, знаменующих выведение продукта на рынок, рост его потребления, «зрелую» фазу наибольшего спроса и упадок. Чем-то эта периодика напоминает человеческую судьбу от рождения до смерти. Есть товары-долгожители, но были, есть и будут те, которые ждёт ранняя кончина. В качестве иллюстрации может служить столь обычная относительно недавно и обиходная вещь, как магнитофонная компакт-кассета. Почему именно она? Да, таких товаров, ушедших в прошлое, может быть множество, но о целлулоидных воротничках или граммофонах, к примеру, сегодня вряд ли кто помнит, а вот этот предмет производился в колоссальных количествах, измеряемых миллиардами штук, и его метаморфозы вызывали значительные изменения в смежной области индустрии, занимавшейся производством звукозаписывающей и воспроизводящей аппаратуры.

компакт-кассета

Вывод на рынок

Впервые компакт-кассета была представлена в 1963 году на берлинской выставке IFA голландской фирмой Philips и предложена как дополнительный формат носителя магнитного звукового сигнала. Главным достоинством продукта были небольшие размеры по сравнению с распространёнными в то время круглыми катушками. Придать меньшие габариты удалось благодаря утончению плёнки и снижению скорости её движения в лентопротяжном механизме. На той же экспозиции предлагался и аппарат EL 3300, предназначенный для записи и воспроизведения кассет. Инженерам «Филипса» пришлось потрудиться, преодолевая многочисленные технические сложности в реализации замысла.

Проблемы

компакт-кассета

Чем выше скорость движения ленты относительно записывающей или воспроизводящей головки, тем большую напряжённость магнитного поля она создаёт. Верно и обратное, поэтому замедление вдвое и даже вчетверо - до 4,76 см/сек (любители музыки часто пользовались катушечными аппаратами на 19-й скорости), приводило к снижению качества. Чтобы хоть частично нивелировать этот неприятный эффект, пришлось существенно повысить качество носителя, структуру магнитного слоя сделать более мелкозернистой, а полимерной основе придать особую эластичность и прочность. Это сделали химики концерна BASF.

технологии

Кроме этого, особой проработке подлежала магнитная головка, зазор которой уменьшили, а магнитную проницаемость сердечника спрятанного внутри индуктора повысили. Впрочем, это всё физика, и специалисты «Филипса» в основном с задачей справились, но, несмотря на все их старания, владельцы «катушечников» не бросились массово избавляться от своей габаритной аппаратуры, а пользовались ею до восьмидесятых годов. Им не понравилось качество звука – много искажений, шумов, узкий частотный и динамический диапазон. И вообще, как-то несолидно. Кассетники стали чем-то вроде диктофонов или служили во время пикников.

Конкурирующий проект

компакт-кассета

Компакт-кассета могла выглядеть иначе. Были другие варианты (многодорожечный и DC от фирмы Grundig), и руководство фирмы SONY, заинтересовавшееся идеей, некоторое время выбирало, на чём остановиться. Несмотря на отдельные проблемы, сама концепция была признана многообещающей. «Филипсу» пришлось после долгих торгов сначала снизить роялти (авторские выплаты с каждого экземпляра), а потом и вовсе отказаться от него. И продукт пошёл в серию именно в этом виде.

Подъём

кассетные магнитофоны

Итак, рыночное внедрение было сложным. В шестидесятые годы шло развитие проекта, не защищённого авторским правом, поэтому кассеты изготовлялись всеми фирмами, имевшими технические средства для их производства. К 1968 году технология достигла уровня, позволявшего присвоить класс Hi-Fi продукции марки SD (Super Dynamic) японской компании TDK. В основном же кассеты, тем не менее, были недорогими и изготовлялись в Юго-Восточной Азии (Сингапур, Индонезия, Малайзия и т. д.), и качество их оставляло желать лучшего. Главным же прорывом можно считать начало производства уже записанных кассет, часто в обход авторских прав. 500-метровые катушки таким товаром никогда не были. Спрос на продукт тем временем рос и довольно быстро.

Развитие аппаратуры

кассетные магнитофоны

Если в шестидесятые годы кассетные магнитофоны были миниатюрными, и это считалось их главным преимуществом, то в последующие десятилетия наравне с переносными моделями ведущие производители начали изготовлять довольно большие по размерам аппараты, в том числе и стационарные. Этой переориентации способствовали два главных открытия, сделанные в 1970 году в США. Во-первых, в лаборатории Dolby была создана электронная система подавления шумов, что нивелировало один из основных недостатков формата. Принцип состоял в искусственном искривлении кривой усиления при записи и обратной обработке сигнала во время проигрывания, для чего на аппаратах стоял специальный переключатель NR. Во-вторых, появились кассеты нового поколения с магнитным слоем, обеспечивающим высокое качество. К началу восьмидесятых годов лишь самые преданные поклонники катушек сохранили им верность.

Качество ленты

компакт-кассета

Лицензию на производство магнитной ленты Type II, то есть на базе диоксида хрома, в 1971 году у концерна Dupont купила чуткая к новшествам фирма SONY и обеспечила себе преимущество над японскими конкурентами. Это повлекло дополнительные требования к аппаратуре.

компакт-кассета

Новые кассеты требовали другой частоты тока подмагничивания, и на панелях магнитофонов, по крайней мере довольно дорогих, появился ещё одни тумблер, хотя вскоре распознавание автоматизировали, сделав на задней стороне кассет дополнительные углубления. Но и самый обычный продукт Type I, он же Normal, постепенно становился всё лучше.

Апогей

компакт-кассета

На пике своего рыночного «могущества» кассетная аппаратура, кроме указанного шумоподавления, «обросла» многими дополнительными функциями и достоинствами. Понятие «трёхмоторный» означало наличие отдельных электродвигателей для перемотки, подмотки и ведущего вала, который, в свою очередь, иногда оснащался кварцевой системой стабилизации оборотов. Технологический прорыв в производстве головок позволил уменьшить их размеры более чем вдвое и создавать сквозные каналы, а также автореверс. О миниатюризации речь вновь зашла после выхода на рынок Walkman SONY и тому подобных карманных портативных проигрывателей, работающих на батарейках. Переносные «базуки» с высокой акустической мощностью, напротив, ценились по принципу «чем больше, тем лучше». Апогеем развития подобной аппаратуры стал знаменитый «Шарп - три семёрки» с четырьмя большими динамиками и дополнительными «пищалками».

кассетные магнитофоны

Если обобщить результаты изобретательства разных производителей, можно прийти к выводу, что к началу 90-х годов технологии производства кассетной аппаратуры и самих кассет достигли совершенства, практически не позволявшего надеяться на дальнейшие эффективные улучшения.

Стагнация

Не появление компакт-дисков положило конец кассетной эры. В первое время CD были очень дорогими, и довольно часто служили источником качественного сигнала для записи всё тех же компакт-кассет. Их «убили» возможности компьютерных технологий, а также формат MP-3 и другие цифровые способы «сжатия» звука, позволяющие хранить огромные фонотеки в миниатюрных объёмах. Последним убежищем кассетной аппаратуры стали автомагнитолы, но после появления моделей, считывающих программы с флэш-карт, и оно пропало. Компакт-кассеты практически сняты с производства, а самые редкие их образцы стали предметом коллекционирования. Их потребительская ценность стремится к нулю, а собирательство распространено в меньшей степени, чем по отношению к грампластинкам.

Вот так и окончилась «кассетная эра». А ведь продукт этот может быть признан символом целой эпохи…

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание