Рубрики

Как действовали величайшие аферисты современности?

Чужие деньги искушают тех, кто ими распоряжается. Большой бизнес ведётся по определённым правилам, которыми предусмотрена своеобразная этика, не говоря уже о юридических аспектах, но полной гарантии их соблюдения нет. Порой, когда соблазн становится слишком сильным, все законы, и писанные, и неписаные, нарушаются. Чаще всего при этом применяются методы, кажущиеся довольно простыми, да в сущности таковыми и являющиеся.

афера

Почти любая крупная финансовая афера по своей механике мало чем отличается от самой обычной кражи, совершаемой вором «на доверии». Бывают, конечно, и хитроумные схемы, но чаще всего нечистоплотные топ-менеджеры действуют довольно примитивно. Ниже приведены примеры потрясающей, но эффективной простоты, приведшей к крупнейшим в современной истории финансовым потерям.

Пирамида Мейдоффа

Любой инвестиционный фонд работает по простой схеме:

а) Привлекаются средства вкладчиков под определённый гарантированный годовой процент.

б) На заимствованные средства приобретаются ценные бумаги, иными словами производится инвестирование.

в) Полученная прибыль расходуется на выплату дивидендов вкладчиков.

г) Средства, оставшиеся после погашения обязательств, представляют собой прибыль инвестфонда.

мошенник

Всё действительно очень просто, но беда в том, что биржевая игра — в любом случае дело авантюрное и хлопотное. Фонд Madoff Investment Securities работал намного проще. Никаких сделок его основатель и владелец мистер Мейдофф не совершал. Он просто обещал 12 % и даже 13 % годовых, тем самым привлекая вкладчиков, которых оказалось достаточно много, чтобы принесенных ими средств хватало на выплату обещанных другим инвесторам денег. Эта «пирамида» работала 13 лет и, наконец, в 2009 году рухнула. Общая задолженность превысила 50 миллиардов долларов. За это время Мейдофф не потрудился заключить ни одной сделки. Приговор суда — 150 лет тюрьмы.

«Трясите вагон, пусть думают, что мы едем!»

История Бернарда Эбберса намного сложнее аферы Мейдоффа хотя бы потому, что, создав свою телефонную компанию WorldCom, он на самом деле приложил много усилий для её развития. Главная проблема состояла в том, что, поглотив множество фирм, занимавшихся той же деятельностью, успешный предприниматель просто не знал, что с ними делать. Эбберс в детстве и юности был очень бедным, и от достигнутого социального статуса отказываться не хотел. Образования у него не было, в технике он разбирался слабо, и даже самый его успешных ход был сделан потому, что он случайно подслушал разговор двух специалистов-связистов о том, что за оптико-волоконными технологиями будущее.

афера

В общем, когда в 2000 году пошли закономерные убытки, он поступил просто: начал их скрывать. Нет, меры Эбберс принимать пытался, и даже сократил расходы на бесплатный кофе для сотрудников и освещение, что по сравнению с его личными приобретениями (яхта за $20 млн, ранчо за $47 млн и пр.) выглядело довольно забавно. Помогал подделывать отчёты о доходах некий Салливан. Он и раскрыл следствию все детали, после того как акции WorldCom резко упали до 24 центов за штуку, став дешевле бумаги, на которых их печатали. Сумма ущерба — $11 млрд. Срок — 25 лет. Салливану за сотрудничество «скостили» до пяти.

Тайна трейдера

В 2005 году Жерому Кервьелю пришла в голову мысль о том, что он может неплохо заработать, оперируя деньгами вкладчиков банка Société Générale. Чего им лежать без дела? Трейдер начал торговать на бирже, распоряжаясь пятьюдесятью миллиардами, но дело это оказалось не столь простым, как изначально представлялось. Вместо прибылей пошли убытки, а другого выхода, кроме как отыграться, Кервьель не видел. Но этого сделать так и не удалось, и вся история стала очевидной во всём своём великолепии. Недостачу 7,2 миллиардов долларов скрыть было невозможно.

пирамида

Трейдер утверждал, что действовал в интересах банка и хотел заработать деньги не для себя, а для своих работодателей, а сам претендовал лишь на честно заработанную премию, но суд ему почему-то не поверил, хотя вынес довольно странный приговор. Жером Кервьель получил пять лет, из которых в тюрьме предстояло отсидеть три года. Трейдер подал встречные иски, началось разбирательство, но в конце концов вместо штрафа €375 тыс. его обязали возместить банку Société Générale ущерб в €4,9 млрд. Взять ему такие деньги негде. Как говорят в таких случаях во Франции, «ку-ку».

Дело Tyco Industrial

Собственно, как и во многих других случаях, действия топ-менеджеров Денниса Козловски и Марка Швартца из фирмы Tyco Industrial (Бермудские острова) в основном состояли в создании иллюзии успеха. Мало того, что они в короткий срок скупили тысячу разнопрофильных компаний. Козловски и Швартц потрясали всех, кто их мог лицезреть, невиданной роскошью.

мошенник

Любому из топ-менеджеров ничего не стоило потратить на всякую мелочь вроде занавески для душа или подставки для зонтика несколько тысяч, но были и серьёзные покупки, такие как ценные полотна кистей признанных художников, включая Моне. Когда почва под ногами компаньонов начала дымиться, они запаниковали и стали «сбрасывать» собственные акции. В общем, по 25 лет каждому. «По четвертаку на душу населения».

Мошенники из Stanford Financial Group

И опять воры на доверии. Американец Аллен Стэнфорд был гражданином экзотического карибского государства Антигуа и Барбуда, обладателем рыцарского титула этой страны, человеком года (2008), по версии журнала World Finance, и имел множество разных других званий. Он щедро жертвовал на благотворительность. И при всём этом в 2009 году выяснилось, что он — банальный мошенник.

пирамида

Принадлежащие ему финансовые структуры Stanford Financial Group и Stanford International Bank, пользуясь безграничным доверием инвесторов и обещая доходность свыше 10 % годовых, наладили продажу ничем не обеспеченных депозитарных сертификатов. Общая сумма «впаренной липы» превысила $8 млрд. При этом в реальности Stanford Group несла убытки в размере 2—10 % от своего оборота. В фонд Мэйдоффа Стэнфорд, кстати, тоже инвестировал. В общем, всё та же «схема Понци». Приговор Стэнфорду, вынесенный в 2012 году судом города Хьюстона, — 110 лет тюрьмы. Ну и другим компаньонам тоже сроки достались немалые.

Бонусы за воздух

Зарплата топ-менеджера обычно состоит из оклада и премии, значительно его превышающей. Бонус зависит от объёмов реализации. Генеральному директору сети аптек Rite Aid Мартину Грассу пришла в голову гениальная по своей простоте идея: чтобы получать больше, нужно увеличить оборот. А так как добиться такого результата непросто, то следует просто изобразить бурный прогресс на бумаге. На практике это означало, что лежащие на складах лекарства выдавались за уже проданные.

мошенник

Чтобы избежать неудобных вопросов о том, где же деньги, Грасс сочинил историю дебиторских задолженностей. Фиктивная бухгалтерская отчетность долго и успешно вводила в заблуждение его собственное начальство, и даже аудиторов. По ним выходило, что прибыль была на $1,6 млрд большей, чем на самом деле. Премии исправно выплачивались, пока кому-то, очевидно, не пришла мысль провести ревизию на складах. Грассу и его подельникам дали по восемь лет тюрьмы.

Ebitrux, не помогающий от рака

Фармацевтическая компания ImClone Systems разработала препарат Ebitrux, вложив в него и его рекламу изрядные средства, но лечебный эффект этого средства в 2001 году вызвал большие сомнения FDA (Управления по контролю за продуктами и лекарствами США).

мошенник

Глава фирмы д-р медицины Сэмюель Уоксел начал спешно избавляться от своих ценных бумаг, предвидя их скорое и стремительное обесценивание. Естественно, меру эту он предпринимал тайно, создавая видимость того, что акции по каким-то причинам продаёт его дочь. Его разоблачили и не дали довести дело до конца, то есть заработать примерно миллион. Приговор строгий — семь лет, штраф и компенсация в общей сумме $4,6 млн.

Карусель «Энрона»

Фирма Enron была очень успешной на американском и мировом рынке энергоресурсов, но при попытке добиться ещё большей эффективности её высший менеджмент совершил ошибку, приобретя убыточное дочернее предприятие, что ухудшило общую финансовую отчётность и могло привести к снижению котировок акций. Идея руководителя компаниям Джеффри Скиллинга и финансового директора Эндрю Фастова была довольно хитроумной.

афера

Они создали подставные юридические лица в оффшорах и начали с ними торговлю, якобы очень прибыльную. Активы «Энрона» продавались за акции… тоже «Энрона». Эффективность фирмы тем временем почему-то не росла, но инвесторы об этом не знали до тех пор, пока сумма долга не достигла сорока миллиардов. Акции подешевели с 90$ до 42¢. Скиллингу дали 25 лет, а финдиректору Фастова только шесть, потому что он дал ценные показания.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание