Рубрики

Короли торгового наружного дизайна

Каждое дело рук человеческих со временем приобретает определённый типичный облик. Все привыкают к тому, как должен выглядеть автомобиль, телевизор, самолёт, компьютер, дом и любой другой полезно используемый объект. Происходит это вследствие долгих поисков и усилий разработчиков и дизайнеров, постепенно приходящих к оптимальной схеме. Торговые точки, большие и не очень, тоже становятся всё более похожими друг на друга, и в этом, возможно, нет ничего плохого. Идёт человек по улице, нужно ему что-то купить, и он загодя, издалека понимает, что вот он – супермаркет. А если требуется другой товар, то и его несложно отыскать по внешним признакам. И внутри магазина обычно всё унифицировано, тем более что уловки, заставляющие посетителя обойти все отделы, имеют общую природу. Недостаток, однако, есть и у такого универсального подхода. Торговля обезличивается, а ведь «вау-фактора» никто не отменял. Выделяться нужно, и делать это следует с выдумкой, фантазией и по возможности талантливо. Запомниться и удивить ведь может не только хорошее. Примеры творческого поиска в приложении к магазинному дизайну, успешного и не очень, приведены ниже.

Берлинский магазин велосипедов Петерсона

фасады

Около ста двадцати велосипедов закреплены на фасаде, для того чтобы ни у кого не возникло сомнений в том, на каком именно товаре специализируется эта торговая точка. Идея, возможно, не отличается оригинальностью, но у российских (и не только) предпринимателей сразу же возникает вопрос о разрешительных документах. Любая наружная реклама должна быть завизирована в соответствующем отделе мэрии (обычно бюро эстетики), отвечающем за фасады. Как Петерсону удалось убедить муниципальных чиновников в том, что его реклама не испортит внешнего вида дома? Впрочем, магазин этот, скорее всего, теперь уже стал местной районной туристической достопримечательностью, и вопрос решился сам собой. Сведений о том, насколько 120 подвешенных велосипедов повлияли на торговый оборот, к сожалению, нет. Опыт Петерсона, возможно, будет полезным и для владельцев магазинов других профилей, но явно не всех. Есть товары, которые по стенам не развесишь.

Амстердамский Adidas

дизайн

Упаковочная коробка для кроссовок воспроизведена в увеличенном виде с потрясающей достоверностью и во всех подробностях детализации. Дизайнеры не забыли даже про самые мелкие элементы, надписи и кокетливо выглядывающие концы белых шнурков, а крыша очень удачно наклонена, образуя скат для осадков. Достоинства такой имитационной архитектуры очевидны – конструкция явно бюджетная, предельно функциональная, и при этом она ненавязчиво, но упорно рекламирует товар. Недостаток тоже есть – окна на фасаде такой «коробки» совершенно неуместны. Остаётся надеяться на то, что и освещение, и вентиляция продуманы с голландской тщательностью. Тем, кто в этом не уверен, становится душно от одного взгляда на этот магазин.

Лондонский Diesel

пример удачной наружной рекламы

Магазин располагается в обычном доме, в нём не очень просторно, а по виду фасад похож на увеличенный приёмник или переносную стереомагнитолу со всеми регуляторами и даже трёхполосным эквалайзером. В свежести и оригинальности подхода дизайнерам трудно отказать, хотя профилю торговли этот вид вряд ли соответствует. Вот если бы здесь продавалась аудиоаппаратура или радиодетали, то всё было бы уместно, а модные вещи и аксессуары как-то «не из той оперы».

Цюрихский Freitag

дизайн

В Европе, возможно, контейнер-магазин и представляет собой некое оригинальное «ноу-хау», а для граждан постсоветских государств это - суровая реальность, которую можно наблюдать на любом крупном оптовом промтоварном рынке, к примеру, на харьковской «Барабашке» или одесской «Семёрке». И стоят там двадцатифутовые железные коробки одна на другой точно так же, как и в швейцарском городе, но никого это не восхищает. А в Цюрихе вид этой торговой точки, продающей брезентовые тенты и ремни безопасности, обосновали экологическими соображениями. Его даже подсвечивают по ночам, чтобы всем было видно эту «красоту». Место, безусловно, экономится. В нормальном российском городе, даже маленьком, эту затею вряд ли бы одобрили и муниципальные начальники, и жители.

Ванкуверский Gap

фасады

Менеджеры канадского отделения всемирно известного ритейла в буквальном смысле поставили магазин в Ванкувере с ног на голову, или вверх тормашками. Вертикальная ориентация изменена на противоположную, и это коснулось всего: вывесок, манекенов, примерочных кабинок, витрин, столов, логотипов и так далее. Почин подхвачен даже соседствующими предприятиями, не имеющими прямого отношения к Gap, но обслуживающими его посетителей. На парковке демонстративно стоят машины вверх колёсами, и киоск, торгующий хот-догами, тоже опирается крышей на землю. Спрашивали ли себя сами дизайнеры о том, насколько комфортно посетителям в мире, где всё наоборот? Выделиться, однако, удалось.

Парижский Louis Vuitton

дизайн

Огромные сумки-чемоданы, украшенные узором, составленным из прославленного логотипа, и выполненные во всех подробностях, впечатляют столь сильно, что даже мысль о том, что эти рекламные сооружения перекрывают чудесную архитектуру французской столицы, возникает не сразу, а только после того, как первая оторопь проходит. И снова кажется, что без мздоимства здесь не обошлось. Можно ли разрешать такое даже самому «Луи Виттону», сколько бы он ни заплатил в городскую казну? Или без такой масштабной рекламы у фирменного магазина дела пойдут совсем плохо? Впрочем, размах и фантазия, проявленные дизайнерами, заслуживают уважения.

Токийский Swarovski

пример удачной наружной рекламы

Самый известный в мире бренд бижутерии отлично презентует себя в японской столице. Магазин «Сваровски» смотрится и в самом деле роскошно, ослепляя сиянием, маня своим немного поддельным блеском, ставшим символом сдержанной элегантности. Вряд ли у кого-то могут возникнуть критические мысли по поводу такой подачи продукта. Фасад представляет собой пример удачной наружной рекламы, из которой без лишних слов сразу становится всё ясно: и торговая марка, и характер продукции. Наконец, это просто эстетично.

Гонконгский Momo

дизайн

Обычное торговое предприятие расположено внутри большого торгового центра посреди площадки и не имеет задней стенки, выходящей на наружные окна, а потому владелец магазина Momo был, очевидно, вынужден позаботиться о том, как его оградить со всех сторон. Не исключено, что мысль об использовании для этого металлопластиковых окон пришла к нему спонтанно или же была продиктована соображениями экономии, но идея оказалась удачной. Во-первых, вывеска не нужна, - посетителям и так видно через стёкла, что там продаётся. Во-вторых, выглядит конструкция в высшей степени оригинально, она запоминается, и найти её легко. В третьих, судя по разноразмерности, выполнен павильончик, скорее всего, из непроданных неликвидов и образцов, что существенно снизило стоимость изготовления. Дизайн привлекает внимание и заслуживает подражания.

Сочинский «Кайрос»

пример удачной наружной рекламы

Продовольственному магазину в российском городе, как и амстердамскому «Дизелю», тоже придан облик радиоприёмника, но какого! Ламповый ретро-аппарат, какие когда-то были в каждом жилище, своим видом внушает ассоциации с мягким домашним уютом, и вполне вписывается в концепцию семейного супермаркета. В архитектурных пропорциях очертаний торговой точки с трудом угадывается бывший советский отдельно стоявший типовой «универсам», но оформлен он весьма удачно и наверняка считается украшением всего района. Следует признать, что дизайнеры с «Кайросом» поработали весьма успешно.