Рубрики

Малоизвестные интересные факты из истории фирмы Michelin

Вполне логично предположить, что если какая-то фирма занимается производством определённого товара, то все свои усилия она концентрирует на совершенствовании этого продукта, его удешевлении и повышении качества. Именно в этом направлении коммерческая структура добивается успеха, если её руководство действует правильно. Однако бывают и исключения, когда самые невероятные результаты достигаются в областях, даже не всегда считающихся смежными.

Michelin

Вот пример-загадка: какой компании одновременно заслуженно принадлежат лавры в современных принципах градостроительстве, создании лучшего в мире бренда столетия, авиастроении и совершенствовании самолётных пневматиков, постройке первых всепогодных аэродромов, разработке шипованных покрышек, ПДД и дорожных знаков, печатании первых путеводителей и во многом другом, не считая постоянно улучшаемого главного профильного товара – автомобильных и велосипедных покрышек? Конечно же, кто-то уже догадался, что это прославенная фирма Michelin.

фирма

Эра каучука

В конце третьего десятилетия XIX века, когда об автомобилях ещё никто и не помышлял, была основана французская фирма «Барбьер Дюбре и Ко.». Она не имела никакого отношения к производству резиновых изделий до тех пор, пока один из её владельцев не вступил в брак с некой Элизабет Пью Баркер. Супруга Эдуарда Дюбре приходилась племянницей Чарльзу Макинтошу, изобретателю плаща, носящего его имя (1823). Сначала эту водонепроницаемую верхнюю одежду никто носить не хотел, потому что стоило опуститься столбику термометра ниже нуля, как на пропитанной каучуком ткани возникали заломы и трещины, но потом этот недостаток удалось преодолеть, и бизнес пришёл к процветанию. Элизабет, будучи женщиной предприимчивой, решила использовать дядины технологические достижения и придумала делать из того же материала мячики. Идея оказалась удачной, а каучук показал пригодность и для производства других полезных изделий, в основном герметизирующих прокладок, потребность в которых диктовалась бурным развитием техники. Спросом также пользовались приводные (погонные) ремни и шланги.

Michelin

Появление братьев Мишлен

«Резиновая фирма» Дюбре несколько раз переименовывалась по различным причинам, но, после того как умер последний из её первых учредителей (1864), она пришла в упадок. Внуку Аристида Барбьера Андре Мишлену пришлось забросить свой парижский художественный промысел и возглавить предприятие. Естественно, последовало ещё одно переименование, на этот раз в честь нового хозяина, унаследовавшего дело. Андре, которому в 1868 году исполнилось 33 года, и брат его Эдуард взялись за выведение фирмы из кризиса активно. Их усилия привели к расширению производства, и им даже пришлось заняться градостроительством. Были возведены жилые кварталы для рабочих, спроектированные рационально, а улицы получили весёлые названия («Веры», «Доброты» и проч.). Характер деятельности принципиально не менялся, хотя появилась и новая тема: бесшумные тормозные колодки, что в каком-то смысле приближало компанию к её будущему процветанию в транспортной области. Но главное открытие было впереди.

шины

Сменяемая камера

Во второй половине девятнадцатого века главным фактором, препятствовавшим быстрому перемещению, была не малая мощность двигателей или неудачная аэродинамика кузовов. Настоящим бичом всех путешественников справедливо считались проколы уже изобретённых шин, происходящие на дорогах довольно часто и требующие весьма трудоёмкого ремонта. К тому же восстановительные технологии на тот момент занимали слишком много времени. Необходимо было сначала аккуратно оторвать покрышку от обода, используя бензин как размягчитель, затем наложить заплатку, а уже потом снова приклеить отремонтированное резиновое изделие на колесо. И при этом не было никакой гарантии того, что эта работа увенчается успехом, а шина вновь вскоре не лопнет. Именно с такой проблемой столкнулась фирма Michelin, в которую обратился некий велосипедист с просьбой о помощи. И тогда Андре изобрёл сменяемую камеру. Теперь ремонт можно было сократить до нескольких минут.

шины

Развитие успеха

Новая находка не могла не найти применения в среде велосипедных гонщиков. Естественно, что обладатели сменных камер получали значительное преимущество во времени по сравнению с теми, кто ездил по старинке. Последовало участие в нескольких масштабных ралли, каждый раз венчающееся убедительной победой. Чемпионы радостно позировали для прессы на фоне шин «Мишлен», и лучшую рекламу даже придумать было трудно. Затем вполне логично последовали успехи в автомобильной отрасли. Братья Мишлен разработали модель «Эклер» (1895), и эта машина доказала во время гонки «Париж-Бардо-Париж» свою способность «парить в воздухе». Преимущества нового продукта были очевидными.

Michelin

Рождение Бибендума

Практически одновременно с триумфом «Эклер» у братьев Эдуарда и Андре Мишленов, во время посещения ими лионской выставки Universal and Colonial Exhibition, возникла идея по поводу бренда своей фирмы. В груде покрышек они увидели образ некоего человека и подумали, что если сделать его полностью из колёс, то получится весело. Через четыре года этот замысел реализовал художник-карикатурист О’Галоп (Мариус Россиллон). Сначала этот персонаж восседал с кружкой и цитировал поэта Горация на латыни, рекламируя мюнхенскую пивоварню, но немцам он не понравился, а после некоторой переделки получил имя Бибендум и стал брендом-талисманом фирмы Michelin.

Michelin

Путеводители

На рубеже двадцатого века появление «Красного гида Мишлен» не произвело большого впечатления на публику, хотя книжка эта распространялась бесплатно и содержала массу полезной для любого путешественника, а в особенности автомобилиста, информации. Там указывались места ночёвок, ремонтных мастерских, закусочных, автостоянок и многое другое, вплоть до достопримечательностей, плюс схема дорог. Это издание было оценено по достоинству позже. Андре Мишлен написал в первых номерах, что «гид» будет популярен всё новое столетие. Он ошибся - справочники оказались долговечней.

В 1926 году был напечатан «Зелёный путеводитель», специализирующийся на северо-западной части Франции.

Michelin

Вклад в создание правил дорожного движения

Известно, что первой в истории жертвой ДТП стала миссис Дрисколл, сбитая автомобилем, мчавшимся на бешеной скорости 7 км/ч, и случилось это в 1896 году. Трагедии происходили и позже, но мысль упорядочить движение путём введения правил ни к кому, кроме владельцев фирмы «Мишлен», не приходила. Французская компания за свои деньги изготовила 30 тысяч указателей, призывающих к вежливости и культуре вождения (Plaques Merci). В 1912 году Michelin подготовила и издала подробную карту дорог Франции, а также внесла предложение о нумерации трасс для удобства. Реализована эта идея было только через восемь лет, и в Великобритании.

шины

Авиация

Мало кому известно, что компания Michelin строила аэропланы, причём первая сотня их была передана армии безвозмездно, а последующие 1784 штуки были поставлены по относительно невысокой цене. Ранее фирма стала одним из ведущих изготовителей самолётных шин (пневматиков). Участие Michelin в войне выражалось не только в производстве стратегически важной продукции, но и в организации госпиталя в Клермон-Ферране на три тысячи койко-мест. Строительство первой в мире бетонной взлётно-посадочной полосы, позволяющей авиации работать в любую погоду (1916), - тоже заслуга этой фирмы.

шины

«Мишлен» сегодня

Без преувеличения можно утверждать, что все типы техники - самолеты, легковые и грузовые автомобили, велосипеды, тракторы, комбайны, мотоциклы, космические челноки и даже некоторые поезда - «обуты» в шины марки Michelin, производимые в восемнадцати странах и продаваемые в 170. За всю историю фирмы изготовлено 175 миллионов единиц продукции. Сегодня даже трудно поверить, что всё начиналось с каучуковых мячиков.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание