Акустические системы на сцене соседствуют с музыкантами и в каком-то смысле разделяют с ними славу. Бренд Marshall – один из самых известных и уважаемых в мире рока. Размашистый логотип с начала гремящих шестидесятых известен всем меломанам, посещающим концерты любимых групп или хотя бы смотревшим видеозаписи их выступлений. История фирмы-производителя аппаратуры этой марки представляет интерес не только для фанатов рок-н-ролла, но любопытна и с точки зрения развития бизнеса, основанного на увлечении. Она и в самом деле очень занимательна.
Детство Маршалла
Первые двенадцать лет жизни Джима Маршалла никто и подумать не мог, что этот мальчик, когда вырастет, станет музыкантом и преуспевающим предпринимателем. Далеко не все вообще надеялись и верили, что он повзрослеет, а не умрёт ещё в детстве. Джим был болен туберкулезом костей. Скелет его не выдерживал минимальных нагрузок, он даже ходить не мог, а вынужден был проводить большую часть времени на койке, закованным в гипсовый панцирь. Хворь обнаружилось в пятилетнем возрасте, и последующие семь лет (1928-1935) такой образ жизни стал для парня суровой обыденностью. Эффективных методик терапии тогда не было, но чудом сработала и эта. Джим выздоровел, а так как дела у его отца, боксёра Джеймса Маршалла в это время шли не очень хорошо, то ему сразу же пришлось наниматься на работу вот так – без всякого образования, а потому на самые простые вакансии, не требовавшие квалификации. Назвать такой жизненный старт многообещающим вряд ли смог бы даже самый большой оптимист.
Музыка
И всё-таки судьба всегда даёт шанс. Бывший продавец, пекарь, резчик по дереву, официант в отцовской закусочной и обладатель других трудовых навыков, Джим вдруг в четырнадцатилетнем возрасте запел. Новой профессии он отдался без остатка, выступая с оркестром Чарли Холмса практически ежедневно. Вероятно, карьера вокалиста была ему предопределена, но в 1939 году началась Вторая мировая война, и планы изменились.
Джим работал на военных заводах, собирая плоскости истребителей для королевских ВВС Британии, но музыку не забросил. Он пел, а когда барабанщика мобилизовали, то занял его место за ударной установкой. Джиму Маршаллу всему приходилось учиться самостоятельно и очень быстро – времени никогда не было. На производстве он усваивал технические навыки, а в оркестре – ремесло музыканта. Научиться играть на барабанах, правда, ему помог Макс Абрамс из Найтсбриджа.
Первый комбик
Ударная установка и так звучит достаточно громко, и во времена музыкальной карьеры Джима Маршалла ей не требовалось усиление, чего нельзя сказать о вокале. Используя навыки и знания, полученные на производстве техники, молодой человек берётся за конструирование акустической системы, и результатом его работы становится аппарат, названный «кабинетом». Собственно, именно в этот момент родилась идея, прославившая в дальнейшем фамилию Маршалл. Тем временем обучение у известного барабанщика Макса Абрамса, длившееся два года, подошло к концу. Вместо того чтобы продолжать карьеру музыканта, Джим сам становится преподавателем музыки, принимая до шести десятков учеников ежедневно. Эта деятельность приносила больший доход, чем исполнение ударных и вокальных партий в оркестре, - около 5 тыс. £ (по тем временам очень большая сумма), правда, и работать приходилось много. Однако цель – собственный бизнес - окрыляла. Так продолжалось до начала 60-х годов.
Свой магазин
Изначально идея состояла в том, чтобы открыть собственный магазин и продавать в нём ударные музыкальные установки марки Premier, поклонником которой Джим Маршалл стал за время своей карьеры оркестранта. С целью наведения контактов он посетил штаб-квартиру компании и обратился к директору с двумя просьбами: во-первых, выделить ему бесплатный комплект продукции для занятий с учениками, а во-вторых дать дилерскую скидку. В первом ему отказали, а второе он получил (минус 10%), хотя и не без труда. Теперь собственную торговлю можно было начинать.
На открытие магазина в лондонском Хэнвелле пришли многие музыканты, в том числе и Макс Абрамс. Дело оправдало ожидания – установки Premier пользовались спросом, а Маршалл, хорошо в них разбиравшийся, успешно их продавал. Развитие привело к расширению ассортимента за счёт гитар и комбо-усилителей брендов «Гибсон» и «Фенлер». Мало того, со временем магазин Marshall & Son превращается в своеобразный клуб, в котором собираются и общаются рок-музыканты.
«Грязный звук»
Именно рок-музыканты подсказали Джиму Маршаллу идею собственного продукта. Усилители марки Fender были всем хороши, но они звучали, во-первых, недостаточно громко, а во-вторых, как-то «слишком правильно». Маршал позже вспоминал слова Пита Таунсенда (группа The Who), сетовавшего на то, что слышит разговоры зрителей. Разумеется, пожелания были учтены. К исполнению идеи Джим привлёк инженера-электронщика из EMI.
Задача состояла в создании аппаратуры, дающей «рок-н-ролльный» звук. Характеристики усилителя Bassman бренда Fender в целом соответствовали требованиям, и оставалось придать ему некую «изюминку» в виде собственно того, с чем производители обычно борются, а именно искажений. Схемотехника была основана на лампах 12AX7, добытых (вероятно, просто похищенных) в какой-то воинской части и в основном заимствована у «Фендера». Звучание сделали умышленно «грязным», агрессивным, и оно получилось как раз таким, какого хотели участники рок-групп «гремящих шестидесятых». Он просто вызвал восторг.
Фабрика
Скорее, это была мастерская, так как в ней работали всего 15 сотрудников, производивших два десятка аппаратов в неделю по состоянию на 1964 год. Мощность в 35 (реально 30) Ватт в то время удовлетворяла большинство рок-групп, но сам Маршалл понимал, что это временно, вскоре потребуется наращивание громкости, а потому занялся разработкой пятидесятиваттного усилителя. Пока производились только электронные блоки, но и этот вопрос был решён интегрированной (комбинированной) колонкой с четвёркой 12-ваттных динамиков марки Celestion.
Меньшая мощность не просто приводила к чрезмерным искажениям (умеренные приветствовались), диффузоры выбивались от перегрузки, и громкоговорители сгорали. Как нельзя лучше пришлась идея наклонной передней панели: сначала это решение принималось из эстетических соображений, но позже выяснилось, что такой дизайн улучшает акустические характеристики.
Успехи
Развитие фабрики Marshall шло успешно. Руководствуясь пожеланиями ведущих музыкантов (Эрика Клэптона, Пита Таунсенда и других), Джим расширяет модельный ряд, создавая аппаратуру разных габаритов и мощностей (вплоть до100-ваттного кабинета), затем была изобретена система «стэк», при этом популярность этой техники только увеличивалась. Количество колонок на сцене становилось всё большим, а размашистый логотип служил лучшей рекламой. Продажи в США в 1964-1967 годах выросли втрое. Но тут Джим Маршалл совершил ошибку.
Ошибка
В 1966 году фирма Marshall заключила дистрибьютерское соглашение с мировым лидером по продажам инструментов, компанией Rose-Morris, сроком на 15 лет. Эта торговая сеть и в самом деле успешно работала практически по всему миру, но на реализуемую продукцию устанавливала поистине чудовищные наценки – до 55%. В результате товар бренда Marshall перешёл из сегмента доступных в разряд элитных. Обороты резко упали. Выход был только один – введение ещё одного бренда, «демократического», каковым стал Park – марка популярных усилителей, позиционированных не только на исполнителей, но адресованных и простым любителям музыки. Контракт с Rose-Morris через полтора десятилетия завершился, что привело к радости всех поклонников марки, к мгновенному снижению цены на четверть и росту объёмов продаж в 4,6 раза.
Сегодня
Фирме Marshall удалось сохранить независимость за счёт введения линейки продуктов, позиционированных на массового потребителя, сочетающих исключительное качество с вменяемой ценой. Это аппаратура класса Hi-Fi, головные телефоны и другие товары, совместимые с компьютерной техникой, в том числе и смартфон марки Marshall London. От предложения продать бренд за 100 млн $ его основатель Джим Маршалл отказался.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание