Рубрики
...

Marshall — лучший в мире «грязный звук»

Акустические системы на сцене соседствуют с музыкантами и в каком-то смысле разделяют с ними славу. Бренд Marshall – один из самых известных и уважаемых в мире рока. Размашистый логотип с начала гремящих шестидесятых известен всем меломанам, посещающим концерты любимых групп или хотя бы смотревшим видеозаписи их выступлений. История фирмы-производителя аппаратуры этой марки представляет интерес не только для фанатов рок-н-ролла, но любопытна и с точки зрения развития бизнеса, основанного на увлечении. Она и в самом деле очень занимательна.

звук

Детство Маршалла

Первые двенадцать лет жизни Джима Маршалла никто и подумать не мог, что этот мальчик, когда вырастет, станет музыкантом и преуспевающим предпринимателем. Далеко не все вообще надеялись и верили, что он повзрослеет, а не умрёт ещё в детстве. Джим был болен туберкулезом костей. Скелет его не выдерживал минимальных нагрузок, он даже ходить не мог, а вынужден был проводить большую часть времени на койке, закованным в гипсовый панцирь. Хворь обнаружилось в пятилетнем возрасте, и последующие семь лет (1928-1935) такой образ жизни стал для парня суровой обыденностью. Эффективных методик терапии тогда не было, но чудом сработала и эта. Джим выздоровел, а так как дела у его отца, боксёра Джеймса Маршалла в это время шли не очень хорошо, то ему сразу же пришлось наниматься на работу вот так – без всякого образования, а потому на самые простые вакансии, не требовавшие квалификации. Назвать такой жизненный старт многообещающим вряд ли смог бы даже самый большой оптимист.

Marshall

Музыка

И всё-таки судьба всегда даёт шанс. Бывший продавец, пекарь, резчик по дереву, официант в отцовской закусочной и обладатель других трудовых навыков, Джим вдруг в четырнадцатилетнем возрасте запел. Новой профессии он отдался без остатка, выступая с оркестром Чарли Холмса практически ежедневно. Вероятно, карьера вокалиста была ему предопределена, но в 1939 году началась Вторая мировая война, и планы изменились.

Marshall

Джим работал на военных заводах, собирая плоскости истребителей для королевских ВВС Британии, но музыку не забросил. Он пел, а когда барабанщика мобилизовали, то занял его место за ударной установкой. Джиму Маршаллу всему приходилось учиться самостоятельно и очень быстро – времени никогда не было. На производстве он усваивал технические навыки, а в оркестре – ремесло музыканта. Научиться играть на барабанах, правда, ему помог Макс Абрамс из Найтсбриджа.

Акустические системы

Первый комбик

Ударная установка и так звучит достаточно громко, и во времена музыкальной карьеры Джима Маршалла ей не требовалось усиление, чего нельзя сказать о вокале. Используя навыки и знания, полученные на производстве техники, молодой человек берётся за конструирование акустической системы, и результатом его работы становится аппарат, названный «кабинетом». Собственно, именно в этот момент родилась идея, прославившая в дальнейшем фамилию Маршалл. Тем временем обучение у известного барабанщика Макса Абрамса, длившееся два года, подошло к концу. Вместо того чтобы продолжать карьеру музыканта, Джим сам становится преподавателем музыки, принимая до шести десятков учеников ежедневно. Эта деятельность приносила больший доход, чем исполнение ударных и вокальных партий в оркестре, - около 5 тыс. £ (по тем временам очень большая сумма), правда, и работать приходилось много. Однако цель – собственный бизнес - окрыляла. Так продолжалось до начала 60-х годов.

Акустические системы

Свой магазин

Изначально идея состояла в том, чтобы открыть собственный магазин и продавать в нём ударные музыкальные установки марки Premier, поклонником которой Джим Маршалл стал за время своей карьеры оркестранта. С целью наведения контактов он посетил штаб-квартиру компании и обратился к директору с двумя просьбами: во-первых, выделить ему бесплатный комплект продукции для занятий с учениками, а во-вторых дать дилерскую скидку. В первом ему отказали, а второе он получил (минус 10%), хотя и не без труда. Теперь собственную торговлю можно было начинать.

Marshall

На открытие магазина в лондонском Хэнвелле пришли многие музыканты, в том числе и Макс Абрамс. Дело оправдало ожидания – установки Premier пользовались спросом, а Маршалл, хорошо в них разбиравшийся, успешно их продавал. Развитие привело к расширению ассортимента за счёт гитар и комбо-усилителей брендов «Гибсон» и «Фенлер». Мало того, со временем магазин Marshall & Son превращается в своеобразный клуб, в котором собираются и общаются рок-музыканты.

Marshall

«Грязный звук»

Именно рок-музыканты подсказали Джиму Маршаллу идею собственного продукта. Усилители марки Fender были всем хороши, но они звучали, во-первых, недостаточно громко, а во-вторых, как-то «слишком правильно». Маршал позже вспоминал слова Пита Таунсенда (группа The Who), сетовавшего на то, что слышит разговоры зрителей. Разумеется, пожелания были учтены. К исполнению идеи Джим привлёк инженера-электронщика из EMI.

звук

Задача состояла в создании аппаратуры, дающей «рок-н-ролльный» звук. Характеристики усилителя Bassman бренда Fender в целом соответствовали требованиям, и оставалось придать ему некую «изюминку» в виде собственно того, с чем производители обычно борются, а именно искажений. Схемотехника была основана на лампах 12AX7, добытых (вероятно, просто похищенных) в какой-то воинской части и в основном заимствована у «Фендера». Звучание сделали умышленно «грязным», агрессивным, и оно получилось как раз таким, какого хотели участники рок-групп «гремящих шестидесятых». Он просто вызвал восторг.

Marshall

Фабрика

Скорее, это была мастерская, так как в ней работали всего 15 сотрудников, производивших два десятка аппаратов в неделю по состоянию на 1964 год. Мощность в 35 (реально 30) Ватт в то время удовлетворяла большинство рок-групп, но сам Маршалл понимал, что это временно, вскоре потребуется наращивание громкости, а потому занялся разработкой пятидесятиваттного усилителя. Пока производились только электронные блоки, но и этот вопрос был решён интегрированной (комбинированной) колонкой с четвёркой 12-ваттных динамиков марки Celestion.

Marshall

Меньшая мощность не просто приводила к чрезмерным искажениям (умеренные приветствовались), диффузоры выбивались от перегрузки, и громкоговорители сгорали. Как нельзя лучше пришлась идея наклонной передней панели: сначала это решение принималось из эстетических соображений, но позже выяснилось, что такой дизайн улучшает акустические характеристики.

Marshall

Успехи

Развитие фабрики Marshall шло успешно. Руководствуясь пожеланиями ведущих музыкантов (Эрика Клэптона, Пита Таунсенда и других), Джим расширяет модельный ряд, создавая аппаратуру разных габаритов и мощностей (вплоть до100-ваттного кабинета), затем была изобретена система «стэк», при этом популярность этой техники только увеличивалась. Количество колонок на сцене становилось всё большим, а размашистый логотип служил лучшей рекламой. Продажи в США в 1964-1967 годах выросли втрое. Но тут Джим Маршалл совершил ошибку.

Акустические системы

Ошибка

В 1966 году фирма Marshall заключила дистрибьютерское соглашение с мировым лидером по продажам инструментов, компанией Rose-Morris, сроком на 15 лет. Эта торговая сеть и в самом деле успешно работала практически по всему миру, но на реализуемую продукцию устанавливала поистине чудовищные наценки – до 55%. В результате товар бренда Marshall перешёл из сегмента доступных в разряд элитных. Обороты резко упали. Выход был только один – введение ещё одного бренда, «демократического», каковым стал Park – марка популярных усилителей, позиционированных не только на исполнителей, но адресованных и простым любителям музыки. Контракт с Rose-Morris через полтора десятилетия завершился, что привело к радости всех поклонников марки, к мгновенному снижению цены на четверть и росту объёмов продаж в 4,6 раза.

Marshall

Сегодня

Фирме Marshall удалось сохранить независимость за счёт введения линейки продуктов, позиционированных на массового потребителя, сочетающих исключительное качество с вменяемой ценой. Это аппаратура класса Hi-Fi, головные телефоны и другие товары, совместимые с компьютерной техникой, в том числе и смартфон марки Marshall London. От предложения продать бренд за 100 млн $ его основатель Джим Маршалл отказался.