Рубрики
...

Mitsubishi: марка, традиции и история

Фирма Mitsubishi наиболее известна в настоящее время как автопроизводитель, но в данной статье внимание будет уделено не различным маркам машин, одно лишь перечисление которых звучит сладкой музыкой для очень многих поклонников этого бренда. Доступных материалов на эту тему более чем достаточно, а вот о чём известно меньше, так это о судьбе этой дзайбацу, то есть очень большой компании, что соответствует общепринятому в мире понятию корпорации. Маркетинговые приёмы, использованные «Мицубиси» в период становления бизнеса, драматический этап насильственного разделения, действия менеджмента в специфических японских условиях, сферы интересов предприятия и направления развития – вот что представляет наибольший интерес для каждого маркетолога.

Самурайская фирма

Mitsubishi с самого момента своего основания была фирмой самурайской по духу, что наложило свой отпечаток на всю её дальнейшую деятельность. Японский бизнес очень своеобразен и очень отличается от того, что подразумевается под этим словом практически во всём остальном мире. В Стране восходящего солнца конкурентная борьба традиционно ведётся очень специфическими методами, а в идеале предприниматели стараются её вовсе избежать. Любая победа никогда не становится поводом для открытого выражения торжества - противнику стараются дать возможность «сохранения лица» и, как правило, не стремятся к его полному разорению. Сферы интересов обычно делятся заранее, а методы соперничества крайне деликатны.

дзайбацу

Ятаро Ивасаки, потомок самурайского рода, основавший предприятие Tsukumo Shokai, одолжил в 1865 году у родственного ему клана Тоса, на судоходном предприятии которого он трудился, три парохода и начал свою самостоятельную хозяйственную деятельность. Ему было тридцать лет – зрелый возраст для японского мужчины.

Герб и принципы

Mitsubishi

Фирма, основанная Ивасаки, начав с морских перевозок, постепенно превращалась в полноценную корпорацию-дзайбацу, развиваясь одновременно в нескольких направлениях (судостроение, лёгкая и нефтеперегонная промышленность, металлургия, торговля недвижимостью, страхование и даже пивоварение). Она богатела, но хозяин её никогда не забывал о том, кому обязан своим процветанием. Всемирно известный товарный знак – три ромба, символизирующих огранённые алмазы, имитируют стилизованный дубовый лист – семейный самурайский герб Тоса. Кристаллы дали название фирме, которая после переименования стала называться «Мицубиши» (у нас чаще произносят как «Мицубиси»), то есть «три алмаза». Каждый из благородных кристаллов ассоциируется со своим понятием – порядочностью, ответственностью и открытостью – идеалам истинного самурая.

Первые попытки производства автомобилей

Mitsubishi

Каждая дзайбацу имеет государственное значение и сейчас, а в императорские времена на крупных компаниях лежала полная ответственность за интересы родной страны, в том числе оборонные. В период наибольшей агрессивности Японии, стремившейся к расширению территорий и покорению других народов, фирма Mitsubishi не занималась удовлетворением бытовых потребностей населения, тем более что жило оно бедно, и даже самый дешёвый личный автомобиль не был доступен рядовому гражданину. Компания в основном обслуживала армию и флот, но попытка создать персональное средство передвижения всё же предпринималась в 1917 году, когда в противовес традиционной ручной сборке на «Мицубиси» впервые в Японии внедрили конвейер. Персональные автомобили так и не пошли, через 4 года их полностью сняли с производства, сосредоточив усилия на грузовиках и автобусах, более востребованных. К 30-м годам значительная часть мощностей переключилась на авиастроение – императорским ВВС требовались самолёты. Что касается автомобильного транспорта, то следует отметить стремление «Мицубиси» к новаторству. Первой в стране эта фирма заинтересовалась возможностями дизеля.

Индустриальное объединение

корпорация

С 1934 года для усиления эффективности предпринято объединение управленческих структур предприятий трёх главных индустриальных направлений в группу «Тяжёлая промышленность Мицубиси». В таком виде компания существовала весь период, предшествующий Второй мировой войне, и во время её ведения почти до самой капитуляции. Семья Ивасаки, до тех пор полностью владевшая фирмой, предвидя крах императорской Японии, подстраховалась, введя акционерную форму собственности, но оставила контрольный пакет за собой.

Авиация

Mitsubishi

«Мицубиси» производила несколько типов боевых самолётов, имевших очень специфические лётные характеристики, обусловленные особенностью тихоокеанского театра военных действий. Самым известным стал истребитель «Зеро», обладавший хорошей манёвренностью, высокой скоростью и при этом имевший большой по тем временам оперативный радиус. Были созданы и другие образцы авиационной техники, также чаще всего способной совершать дальние рейды, сопровождать бомбардировщики и, кроме воздушных боёв, позволявшей наносить штурмовые удары по наземным и морским целям. Чаще всего главной версией была палубная, предназначенная для комплектования крыла авианесущих соединений. В качестве самого типичного примера использования самолётов «Мицубиси» можно назвать налёт на Пёрл-Харбор. «Зеро» был лучшим японским истребителем, хотя по сравнению с американскими машинами аналогичного класса выдающимся его признать нельзя. В конце войны многие самолёты этого типа переоборудовались под использование камикадзе, но на исход они уже повлиять не могли.

В оккупации

корпорация

После капитуляции Японии фирма «Мицубиси» практически перестала существовать. В 1946 году американские оккупационные власти разделили её на 44 части и даже запретили использовать название и логотип. Автопромышленное направление, в свою очередь, подверглось расчленению на три самостоятельные структуры по территориальному принципу. Производство в эти годы ограничивалось в основном некими трёхколёсными гибридами мотороллеров с мини-грузовичками марки Mizushima и Silver Pigeon и автобусами B1,но по причине экономического кризиса и они пользовались спросом. Казалось, что о возврате былой мощи даже мечтать бесполезно.

Объединение и возрождение

Mitsubishi

В 1952 году оккупация закончилась, и Япония вновь стала независимой страной, в связи с чем все ограничения были сняты. Если бы нечто подобное семь лет подряд продолжалось в любом другом государстве, о возрождении концерна нельзя было бы и помышлять, но долгое время бывшие отдельными предприятия вновь объединились и образовали Mitsubishi Corporation, по сути, тот же дзайбацу. Потенциал, заложенный в моменты наибольшей финансовой силы, сработал как долго сжимаемая и избавленная от гнёта пружина. Первой продукцией возрождённой фирмы «Мицубиси» стали грузовики, в конструкции которых впервые применялись необычные конструкторские решения - пневматические подвески, откидные кабины и другие приёмы, позже принятые ведущими автопроизводителями. Начался и экспорт японских машин.

Mitsubishi

Легковые автомобили

Начиная с шестидесятых годов, по причине роста благосостояния японцев возник спрос на личный автотранспорт, и фирма «Мицубиси» стала одной из первых, включившихся в его удовлетворение. В 1960 году на рынок выведен бюджетный седан Mitsubishi 500, затем потребителям были предложены модели Colt 600 и Minica, характеризующиеся экономичностью расхода топлива, правда, в ущерб мощности, но рынку нужны были именно такие машины.

Mitsubishi

Что было позже - общеизвестно. Возрождённая корпорация, обладающая школой оборонного машиностроения, вновь стала дзайбацу, пробившейся через трудности как цветок сквозь асфальт. Сегодня марка Mitsubishi – одна из престижнейших в мире и вновь развивается в нескольких направлениях.