Рубрики

Почему произошел крах автомобильной столицы США?

Банкротство – нормальное явление финансовой жизни. Этим термином обозначается неспособность экономического субъекта отвечать по взятым им обязательствам. Самые крупные разорения у всех на слуху. К примеру, крах инвестбанка Lehman Brothers в 2008 году наделал много бед и шума. Но если посмотреть в корень явления и абстрагироваться от сумм, то намного большее впечатление произведёт факт банкротства целого американского города, и не какого-то обычного, провинциального, в котором есть только Мэйн-стрит, закусочная на автозаправке, дженерал-стор и начальная школа. Разорился мегаполис, в котором в лучшие времена жили почти два миллиона человек. Крах постиг столицу американской автомобильной промышленности, в которой дислоцировались штаб-квартиры таких «китов» индустрии, как «Форд», «Шевроле», «Крайслер» и «Дженерал Моторс». В общем, обанкротился город Детройт (штат Мичиган). Это официально случилось в конце 2013 года, но процесс упадка начался намного раньше. Каковы причины этой катастрофы? Их много, и только главные из них будут рассмотрены в этой статье.

Детройт

Однобокость развития

Американская автомобильная промышленность долгое время по праву считалась мощнейшей в мире. В Детройте конца сороковых, все пятидесятые и пару последующих десятилетий работу мог найти любой желающий, даже если у него не было каких-то специальных навыков (чтобы трудиться на конвейере, они не нужны). Списки вакансий занимали целые квадратные метры наружных стен офисов фирм. Требовались работники всех специальностей. Автомобили выходили из сборочных цехов тысячами, и благодаря общему экономическому подъёму все они находили своих покупателей. К примеру, по состоянию на 1950 год число занятых на заводах ведущих производителей достигало 2,8 миллиона человек. В 1960-м в Детройте был зафиксирован наибольший в США доход на душу населения. Казалось, что эту мощь невозможно остановить, и так будет всегда. Однако первый серьёзный удар по американскому автопрому нанёс импорт дешёвых и экономичных машин, в первую очередь из Японии. А больше ничего в Детройте делать не умели. Так получилось.

банкротство

Крах GM

Даже трудно разобраться в причинно-следственной связи двух банкротств, но если следовать хронологии, то «Дженерал моторс» разорился раньше, по крайней мере, в юридическом аспекте. На самом деле судьбы этих двух гигантов, урбанистического и индустриального, связаны между собой, как жизни сиамских близнецов. Нефтяной кризис 70-х больно ударил по ведущему автоконцерну, который оказался не готов к изменению конъюнктуры и продолжал выпускать красивые большие машины. Тем временем на рынок хлынули японские и европейские малолитражки, экономичные и надёжные, как трёхлинейки. Этот эпизод ничему не научил менеджеров GM, и когда в начале восьмидесятых ситуация повторилась, проблема возникла такая же. Ошибки, допущенные в управлении автогиганта, продолжались до 2008 года, то есть пока не было официально объявлено о банкротстве «Дженерал моторс».

банкротство

Борьба за права рабочих и её печальные последствия

На повышение себестоимости главного продукта Детройта, то есть автомобилей, существенно повлияли усилия профсоюзных деятелей, требовавших постоянного улучшения условий труда и увеличения выплат. Многие победы были одержаны в борьбе с капиталистами, но вместе с позитивными её плодами возник и менее желательный эффект. Японские рабочие трудились безропотно и собирали машины за меньшие деньги, что создавало определённые конкурентные преимущества их товара. Часть автомобильных производств в 60-70-е годы ведущие автостроительные корпорации передислоцировали из Иллинойса в Теннесси и другие штаты на юге, где профсоюзная активность не была столь высокой. Детройт потерял налоговые отчисления и вакансии.

кризис

Пустующие здания

Ситуация с недвижимостью тоже трудно поддаётся причинно-следственной оценке. Закрытие производств приводило к оттоку трудоспособного населения, причём вместе с семьями. В Детройте просто нечего было делать - в городе не оставалось работы, и люди уезжали. Из почти двух миллионов жителей осталось только 680 тысяч, причём они составляли наименее экономически активную часть. Появились пустые и заброшенные дома, количество которых в настоящее время оценивается цифрой в 79 тысяч. В зданиях поселились деклассированные и асоциальные элементы. Там просто стало страшно находиться.

Детройт

Криминальная обстановка и социальные условия

Отток трудоспособного населения вызывал рост доли криминальных социальных образований, и эта проблема усугубляется неспособностью сил правопорядка справляться с преступностью. Активность воров и грабителей настолько велика, что полиция не успевает выезжать на вызовы и прибывает на место преступления в среднем примерно через час. Приблизительно так же обстоят дела и у других муниципальных служб. Срочную медицинскую помощь в состоянии оказать не более трети машин, мусор вывозить тоже некому. Даже если кто-то находит работу в Детройте, то долго выдержать такие условиях он, как правило, не может и спешит уехать в более благополучные города.

кризис

Бюрократия

Хотя количество врачей, полицейских, учителей и других работников социальной сферы в Детройте неуклонно снижается, общее число муниципальных чиновников парадоксальным образом увеличивается: в 2011 году их стало уже 12 тысяч, что превышает штатный состав государственных служащих любого другого города Мичигана. Это вдвое больше, чем в столице штата Индианаполисе, где на 115 жителей приходится один управленец. Беда заключается ещё и в том, что чиновники относятся к своим постам как к средству хорошего заработка. Есть многочисленные примеры их халатного отношения к работе, и это ещё в лучшем случае. Имеет место и коррупция.

Детройт

Расовые проблемы

Серьёзные столкновения на расовой почве имели место в 1967 году. Волнения, начавшиеся на 12-й улице, привели к гибели 43 человек, уничтожению имущества на сумму 50 миллионов, разгрому 1,7 тыс. магазинов и сожжению 1,4 тыс. домов. С тех пор отношения между чернокожим и белым населением не улучшились, тем более что ничего не делалось для изменения этой плачевной ситуации. Даже развалины на месте бунта сохранились почти все.

Детройт

Безработица и налоги

В Детройте мало условий для занятости, но самые высокие в стране налоговые ставки. Как и в любом другом месте, работающие люди здесь обеспечивают выплату пособий, что создаёт очередной виток замкнутого порочного круга. Чем больше безработных, тем выше сборы страховых фондов, что, в свою очередь, уменьшает привлекательность города и способствует оттоку трудовых ресурсов. Из суммы 18 (по другим данным 20) миллиардов долларов долга Детройта более половины приходится на невыплаченные пенсии и пособия. Этот фактор обусловливает выведение ещё работающих производственных мощностей за городскую черту, отчего, понятное дело, денег в муниципальной казне больше не становится.

Детройт

Меры преодоления

Спасением Детройта занимается кризисный сити-менеджер Кевин Орр, назначенный на этот пост властями штата Иллинойс. Главная идея этого опытного юриста и финансиста (он вытаскивал из долговой ямы «Крайслер») состоит в том, чтобы продать как можно больше городских активов, а вырученными деньгами погасить задолженности в первую очередь по социальным выплатам. Губернатор Рик Снайдер выражал сдержанный оптимизм, говоря, что город в состоянии себя возродить, если не будет пытаться выполнить непосильные обязательства.

Детройт

В Детройт приезжал Дональд Трамп в августе прошлого года, чтобы провозгласить свою программу реорганизации американской экономики. Очевидно, у него есть какой-то план возрождения былого величия бывшей автомобильной столицы. Тогда он высказал пожелание о том, чтобы Хиллари Клинтон извинилась перед этим городом.

Пока конкретных шагов не последовало.