Рубрики

Причины необычайного небесного долголетия «Сессны»

Владение собственным самолётом — мечта многих. Она кажется осуществимой только для тех, кто добился в жизни большого успеха. Однако американская фирма Cessna смогла доказать, что даже люди среднего достатка могут себе эту роскошь позволить, а если денег достаточно на покупку хорошего автомобиля, то их хватит и на свой аэроплан. Более шести десятилетий этот авиапроизводитель предлагает покупателям 172-ю модель, и спрос на неё остаётся стабильно высоким. Всего на настоящий момент из сборочных цехов в городах Уичита (Канзас), Бенд (Орегон) и Реймс (Франция) выкатили 43 тысячи самолётов этого типа. В чём секрет успеха этого простого, в общем-то, аэроплана? Почему его так охотно и так долго покупают?

Cessna

Не первый

«Сессна-172» представляет собой небольшой цельнометаллический моноплан с размахом крыла 11 м и длиной фюзеляжа 8,3 м, построенный по схеме «парасоль» и вмещающий кроме пилота ещё троих пассажиров. Подобные машины проектировались и изготавливались в нескольких странах и до, и после, и во время войны. Был немецкий «Шторх», правда, только двухместный.

самолёты

В СССР в 1947—1968 годах (позже в ПНР под обозначением PZL-101) производился очень похожий и по габаритам, и внешне Як-12 КБ Яковлева. Характеристики были скромнее, но ненамного, а главной причиной не столь высокой популярности стало главным образом отсутствие частной авиации как таковой в соцстранах, хотя этих самолётиков тоже было построено немало — около 5 тысяч штук. Выходить же на широкий мировой (по сути западный) рынок советская или польская техника не могла по политическим причинам. В 1956 году не очень известная на тот момент американская авиастроительная фирма Cessna представила свой продукт — легкомоторный самолёт широкого применения, но в основном позиционированный как частный.

покупатели

Летающий «Кадиллак»

Если сравнивать «Сессну» с автомобилем, то выяснится, что в их характеристиках много общего. В салоне комфортно могут сидеть четыре человека, даже пилот — «водитель» — расположен на привычном месте впереди слева. При максимальной полезной нагрузке в 376 кг могут сзади втиснуться и трое (если не очень тяжёлые), что усиливает сходство с наземной машиной. Скорость у самолёта, правда, несколько выше: крейсерская до 200 км/ч, хотя можно и быстрее, но фирма-изготовитель не рекомендует. Теперь о расходе топлива. Заявлена беспосадочная дальность около 1200 км при заправке «под завязку» бензином (210 л). Получается по 6 л на 100 км. Двигатели с годами устанавливались всё более мощные, сейчас — 160 л. с. В общем, на автомобиль очень похоже, только с крыльями. Масса пустого самолёта — 800 кг.

самолёты

Цена

Стоимость этого самолёта всегда была соизмеримой с ценой автомобиля, но не простого, а престижного. Сейчас за новую «Сессну» просят чуть меньше трёхсот тысяч долларов, а бывшие в эксплуатации и не исчерпавшие моторесурс машины можно приобрети значительно дешевле, порой в 10 раз. Если учесть способность самолёта, оснащённого теперь современным навигационным оборудованием, подниматься в воздух не только в ясную погоду и возможность сажать его на грунтовые площадки, а также полную его независимость от дорожной обстановки, появляются серьёзные аргументы в пользу приобретения «летающего автомобиля». Но как его водить? То есть пилотировать?

покупатели

Как научиться?

Одним из главных рекламных слоганов «Сессны» было утверждение, что каждый человек, научившийся водить автомобиль, легко управится и с этим самолётом. Это, конечно же, преувеличение, и подготовка нужна, но её довольно быстро проводят гражданские летные школы в разных странах. Схема «парасоль» выбрана не случайно, она характеризуется очень хорошей устойчивостью, обусловленной высоко расположенным крылом и низким центром тяжести. В результате перевернуть машину или ввести её в штопор даже при большом желании трудно. Самолёт «Сессна» имеет счастливое свойство нрава, он способен «прощать» огрехи начинающим пилотам, а прочная конструкция шасси выдерживает жесткий контакт с грунтом, столь нередкий для новичков. Опытные лётчики иногда жалуются, что им в «Сессне» скучно. Мягкость посадки и другие умения приходят с опытом. Нужны, разумеется, права на вождение самолёта и регистрация транспортного средства, но и за руль автомобиля без всего этого садиться нельзя. Кстати, дорожной полиции в воздухе нет. Тоже плюс.

Cessna

«Летающая парта»

Лётные школы и аэроклубы, в особенности частные, быстро и высоко оценили «способность к всепрощению» (хотя она, конечно, тоже не безгранична) «Сессны» и успешно эксплуатируют это качество. У 172-й модели во всех её модификациях на счету два основных рекорда: во-первых, количественный (по суммарному тиражу), а во-вторых, по числу научившихся не ней летать пилотов. Приборная доска довольно простая, в ней трудно запутаться, самолёт прекрасно слушается управления, и после нескольких первых полётов с инструктором курсант начинает чувствовать машину — возникает эмпатия, как и у водителя. Это почти идеальная учебная воздушная машина.

самолёты

На службе

Частные покупатели обеспечивают фирме Cessna самый большой сектор сбыта, но в госзаказе всегда есть множество выгод. Было бы удивительно, если бы машина, обладающая столь большим количеством достоинств, не вызвала интереса различных ведомств, особенно в США. Варианты модели R172 с буквами от E до H, а также под маркой Mescalero производились для Пентагона (1966—1978) и поставлялись армиям дружественных Америке стран, и отличались они от базового варианта в основном усиленной конструкцией, мотором мощностью 210 л. с. и двухместными кабинами. Эти самолёты предназначались для патрулирования, разведки (отсюда буква R) и прочих вспомогательных функций.

Руст

Люди среднего и старшего возраста помнят скандальную историю, произошедшую в 1987 году, когда немецкий лётчик-любитель посадил лёгкий самолёт в районе Васильевского спуска в Москве, рядом с Кремлём, и как раз 28 мая, в День пограничника. Тогда, в самый разгар перестройки с гласностью, была поднята большая шумиха с общим смыслом, состоящим в демонстрации якобы слабой эффективности советских ПВО. На само деле «Сессна» Руста была обнаружена и идентифицирована, из чего был сделан вывод о том, что угрозы эта цель не представляет. К тому же принудить к посадке этот самолёт не представлялось возможным в силу его тихоходности, а уничтожать его не решились из соображений международной репутации. Тем не менее поступок Матиаса Руста (как выяснилось позже, он был не совсем уравновешенным человеком) ещё раз напомнил о «Сессне», то есть фактически прорекламировал её. Сейчас этот самолёт стал экспонатом Технического музея в Берлине.

Cessna

Больше двух месяцев в воздухе

Этот рекорд был поставлен на «Сессне» американскими лётчиками Робертом Тиммом и Джоном Куком в 1958 году и до сих пор не побит. Пилоты спали по очереди, умывались в маленькой раковине (другие гигиенические подробности они не описывали) а топливо закачивали и еду им передавали с едущих автомобилей прямо на лету. Всё это продолжалось 64 дня. Целью смелого эксперимента было доказать потрясающую надёжность узлов, агрегатов и всей машины в целом, что и удалось осуществить.

Cessna

Будущее «Сессны»

В настоящее время на рынке предлагаются многие модели небольших частных самолётов, имеющих иногда лучшие экономические и лётные характеристики, но «Сессне» пока удаётся успешно соперничать с ними. По словам одного из руководителей компании Textron Aviation, обладающей исключительным правом на производство воздушных судов этого типа, выпуск модели 172 (разумеется, многократно модифицированной) будет продолжаться, и пока нет никаких причин его останавливать. Главный секрет, отличающий Cessna, по его мнению, состоит в запасе прочности, изначальной удачности проекта и простоте конструкции. Ну и репутация, конечно, работает.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание