Весной 2022 года крупнейшие немецкие и американские автопроизводители приняли решение уйти с российского рынка. Это привело к ажиотажному спросу на иномарки и существенному росту цен. Многие эксперты отмечают, что в ближайшее время автозаводы возобновят работу, а салоны дилеров вновь начнут активные продажи новых машин.
Ситуация на рынке
Весной по причине введенных санкций многие автопроизводители ограничили или же остановили поставки своих машин в Россию. Одновременно была прекращена работа крупнейших заводов, на которых собирали различные модели Honda, Audi, Volkswagen, Mercedes, BMW и другие марки. В итоге уже к лету спрос на новые машины существенно превышал предложение, что привело к стремительному росту цен. На рынке остались лишь немногие иностранные производители, в том числе китайские и южнокорейские компании, предлагающие бюджетные авто.
Три варианта развития ситуации
Вице-премьер Андрей Белоусов на встрече с журналистами рассказал, что крупным производителям предложили три различных сценария работы в России. Подобное должно быть взаимовыгодным, как для автомобильных гигантов, так и для экономики в целом. Также это решит проблемы с возникшим ажиотажным спросом на рынке. Одновременно появится работа у многих тысяч россиян, которые находятся в простое или были уволены по причине остановки конвейеров.
Продолжение работы в обычном режиме
Ушедшим с рынка компаниям предлагают вернуться в Россию и продолжить работу в обычном режиме. Подобное подразумевает как разморозку и полную загрузку сборочных предприятий, так и сохранение поставок комплектующих. В правительстве считают, что такой вариант будет выгодным для всех сторон, в том числе для покупателей, которые вновь смогут приобрести в салонах новые иномарки.
Создание совместных предприятий
Второе предложение – это создать совместные предприятия с участием российской стороны. Иностранным брендам предлагают либо продолжить работу, либо продать свои производственные мощности вновь созданным компаниям. При этом ничего не известно об обязательном продолжении поставок комплектующих и запасных частей в России. Если договориться не удастся, то организовать сборку машин на совместных предприятиях будет попросту невозможно.
Окончательный уход с рынка
Третий негативный вариант – это полный уход иностранных автопроизводителей с российского рынка, увольнение сотрудников и закрытие предприятий. Вице-премьер Андрей Белоусов подчеркивает, что подобное будет рассматриваться как целенаправленное банкротство. Для таких компаний в последующем вход на российский рынок окажется закрыт. Это касается как производства новых машин, так и восстановления своей дилерской сети.
Перспективы на рынке
На сегодняшний день многие американские, британские и немецкие автопроизводители прекратили отгрузку запасных частей и своих новых автомобилей в России. Тогда как такие бренды как Geely, Kia, Hyundai, Subaru Mitsubishi подтвердили, что они продолжат работать в прежнем режиме. Уход с рынка крупных автопроизводителей может привести к существенному росту цен на новые машины, а автомобили бизнес-класса и представительские марки будут просто недоступны покупателям.
Эксперты отмечают, что в лучшем случае можно надеяться на второй вариант, когда иностранные компании продадут свои доли в созданных ими совместных предприятиях и продолжат поставки комплектующих с запасными частями на рынок. Это позволит получить несколько десятков тысяч рабочих мест в России и избежать существенного падения производства новых автомобилей. При этом многие иностранные компании сохранят возможность работы своей дилерской сети, которая приносит им отличную прибыль.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание