Рубрики

Уроки для предпринимателей, которые преподнесла последняя битва McDonald's за бургеры

Французские национальные флаги были вывешены в ресторане быстрого питания McDonald's. Что это означает, рассказал Махмуд Хан - профессор и программный директор на факультете гостиничного бизнеса и туризма в Памплинском колледже бизнеса Технологического университа Вирджинии.

Он - эксперт в том, что касается ведения торговых войн.

Недавно McDonald’s проиграл битву за товарный знак Big Mac в Европе. Ведомство интеллектуальной собственности Европейского союза приняло решение в пользу ирландской сети ресторанов Supermac, тем самым ограничив торговую марку McDonald’s в монопольных правах на название бургера в ЕС.

Решение вступило в силу немедленно, однако McDonald’s все еще может обжаловать его. Заявленная причина отказа в монополии заключается в том, что McDonald’s не использовал товарный знак в соответствии с законодательством ЕС. Supermac подал иск в регулирующий орган два года назад, обвинив McDonald’s в «запугивании торговой марки».

«Это не первый раз, когда McDonald’s защищает свои торговые марки, — подчеркивает Махмуд Хан. При франчайзинге товарные знаки служат одним из основных преимуществ, предоставляемых франчайзерами франчайзи, поэтому необходимо защищать их от неправомерного использования. В условиях расширения рынков во всем мире и обострения конкуренции такие правовые вопросы предсказуемы. Законы варьируются от страны к стране, но в основном юридические органы рассматривают определенные основные принципы. Франчайзеры должны активно планировать и защищать свои торговые марки».

«Mc» или «Mac»? Как хитро обойти конкурентов

На протяжении многих лет McDonald’s очень бдительно стремился защитить свои товарные знаки, включая префикс «Mc» или «Mac». В случае с ЕС McDonald’s утверждал, что название, которое использует Supermac, слишком близко к их фирменному бургеру, и это может сбить с толку потребителей. Компания Supermac же планировала расширяться за пределы Ирландии. Аргумент McDonald’s состоял в том, что существование континентального Supermac’s вызовет замешательство среди клиентов, что скажется на его торговой марке.

Бренд компании решает многое

Суд Сингапура отклонил требование McDonald’s запретить использование префикс Mc или Mac для небольшой компании Future Enterprises Private Ltd. Эта фирм которая подала заявку на регистрацию Mac Chocolate, Mac Tea и Mac Noodle в качестве товарных знаков для своего горячего какао, растворимого чая и лапши быстрого приготовления. Суд единогласно постановил, что с использованием префиксов не возникнет никакого обмана или путаницы. Тип бизнеса также был учтен в решении, так как Future Enterprises Private Ltd поставляла упакованные продукты в супермаркеты и не занималась ресторанным бизнесом.

В другом случае McDonald’s успешно оспаривал использование префиксов McBagel и McPretzel стороной, продающей эти продукты на оптовом уровне и в ресторанах, что могло бы привести к путанице среди потребителей.

Тип меню — важный фактор для защиты товарных знаков

В 1996 году McDonald’s запретил использование торговой марки McIndians в ресторане, где подают блюда индийской кухни, хотя в их меню были гамбургеры, жареная курица и картофель фри. В другом случае McDonald’s потерпел неудачу в попытке получить эксклюзивность для другого подобного торгового названия McChin», так как ресторан обслуживал только китайские блюда.

«Простая регистрация товарного знака не оправдывает защиту, поскольку важны доказательства ведения бизнеса. Открытие офиса в регионе или стране не соответствует этому требованию. Дата регистрации также является важным фактором», — резюмировал Махмуд Хан.

Напомним, в 2009 году малазийская сеть ресторанов выиграла право использовать имя «МакКарри» после суда, продолжавшегося восемь лет. Апелляционный суд отметил, что в ресторане McCurry подают блюда малайской и индийской кухни, которые резко отличаются от блюд McDonald’s.