Рубрики

WD-40 – американское волшебство, его история и тайна

Практически каждый автомобилист слышал об этом средстве, обладающем чудодейственными свойствами. Побрызгав (автомеханики часто говорят «попшикав») этой жидкостью из аэрозольного баллончика на проблемную поверхность, можно отвернуть приржавевший, как кажется навеки, винт, открутить гайку, устранить окислы, но это далеко не всё. WD-40 приписываются многие необычайные качества, в том числе не имеющие отношения к ремонту машин и механизмов, в частности, целебные. Пока дело не дошло до использования «вэдэшки» в качестве приворотного зелья, стоит разобраться с тем, что представляет собой этот эликсир и каков его примерный состав. Но сначала есть смысл рассказать об истории изобретения, положившего начало потрясающему по своей эффективности бизнесу.

Проблема, созданная Хьюзом

хьюз

К созданию композиции WD-40 имеет прямое отношение эксцентричный миллионер Говард Хьюз, известный своими страстями, проявляемыми к кинематографу и авиации. Нет, он не изобретал этого средства, так как химией особенно не увлекался. Дело в том, что принадлежавшая Хьюзу компания TWA ближе к середине пятидесятых годов искала решение проблемы замены самолётного парка. Процесс этот был мучительным. Главный конкурент, PanAm, собирался закупать новейший Боинг-707, да и другие соперники не дремали. В процессе завершения проектных работ находилось несколько перспективных машин, способных преодолевать Атлантику на скоростях, близких к звуковой (DC-7, L-749 Constellation и другие).

конвейр

Говард Хьюз, как отмечали свидетели этих событий, пребывал в плену панических эмоций, и в состоянии стресса он разместил в фирме General Dynamic заказ на крупную партию лайнеров Convair-880 (63 штуки) на сумму 487 млн долларов. Денег таких у него не было, что косвенно подтверждает версию о нервном расстройстве миллионера. Тем временем самолёты строились, а когда они уже были почти готовы, начались проблемы. Оплачивать заказ Хьюз передумал и не собирался (он даже утверждал, что вообще ни о чём не договаривался), а пока шли разбирательства, увенчавшиеся в конечном счёте признанием правоты GD, машины, стоявшие в Сан-Диего под открытым небом, начали покрываться коррозией. С ними надо было что-то делать.

Договор с "Рокет Кемиклз"

Rocket Chemical

Специфика эксплуатации авиатехники состоит в том, что её моторесурс расходуется и во время стоянки, и даже быстрее, чем в полёте. Срочно требовалось средство, обладающее способностью удалять окислы и препятствовать дальнейшей коррозии. С этой проблемой концерн GD обратился в небольшую фирму Rocket Chemical. Почему именно к этому мало кому известному предприятию со штатом численностью всего в три сотрудника, включая директора Нормана Ларсена? Об этом история умалчивает, но факт именно таков. Вероятнее всего, эта фирма была выбрана в силу уникальности и узости своей специализации именно на авиационных смазках. В «Рокет Кемиклз» начались работы по созданию композиции, вытесняющей воду из микропор поверхности дюралевых листов обшивки. Это был шанс, и неизвестно, чем бы окончилась история этого предприятия, если бы не проблема, созданная Хьюзом.

С сороковой попытки

WD-40

Результат первой попытки был отклонён представителями «Дженерал Дайнэмикс» по причине низкой эффективности, но Ларсен продолжил исследования. Фирма «Рокет Кемиклз» предложила в общей сложности 39 вариантов влагоудаляющих и консервирующих составов, и все они были признаны непригодными для выполнения заданных функций. Лишь сороковая смесь оказалась удачной, а потому и получила название Water Displacement (дословно переводится как «влагоудалитель») WD-40. Заказ от General Dynamic был скромным – всего несколько бочек, но, несмотря на малый объём, он сыграл важнейшую роль в дальнейшем коммерческом успехе продукта.

Коммерческое продвижение

жидкость

Норман Ларсен (1923–1970) был, вероятно, гениальным химиком, но склонностью к коммерции явно не отличался, поэтому успех созданного им «влагоудалителя» можно отчасти объяснить счастливым стечением обстоятельств. Рабочие, получившие доступ к WD-40, начали брать понемногу жидкости домой и использовать её в хозяйстве (оказывается, «несуны» бывают не только в странах бывшего СССР), а также раздавать (возможно, и не даром) своим знакомым и коллегам, трудящимся на других предприятиях. О чудесном средстве, смазывающем и удаляющем ржавчину с поверхности любых металлов, пошла добрая молва. Фирма Rocket Chemical начала получать заказы, сначала небольшие, а потом всё крупнее. Штат в 1960 году пришлось увеличить (до 7 сотрудников) и нанять торговых представителей, развозящих канистры в багажниках своих автомобилей по скобяным лавкам и магазинам спорттоваров. Тут уже и Ларсен понял, что изобрёл нечто действительно ценное.

Прорыв

WD-40

Как это часто бывает, успеху бизнеса способствует бедствие. В данном случае расцвету фирмы Rocket Chemical помог ураган "Карла", бушевавший в 1961 году на атлантическом побережье США. Множество судов и портовых сооружений пострадало и нуждалось в ремонте, а наиболее трудоёмкой операцией всегда считалась разборка, сопряжённая с отвинчиванием большого количества ржавых гаек и болтов. Вот тут и пригодилась жидкость WD-40, которую скупили всю, что была в запасе. Начало космической эры дало старт и массовому использованию средства для антикоррозионной смазки ракет. Рядовые потребители тоже проявляли немалый интерес к продукту, а чтобы придать ему более приятный запах, в состав ввели ароматизатор. С тех пор рецептура продукта WD-40 ни разу не изменялась.

Развитие

WD-40

WD-40 стал очень популярным. Объём реализации средства уже в 90-е годы в денежном выражении превысил сумму 100 млн долларов. В фирме Rocket Chemical работают сотни сотрудников, а сине-желтый аэрозольный баллончик по узнаваемости может соперничать с банкой кока-колы.

Мифы о "вэдешке"

жидкость

Продукту WD-40 приписываются качества, часто не имеющие отношения к его прямому назначению. В частности, согласно слухам, жидкость может:

  • Помогать рыбакам в качестве приманки и маскирующего запах средства.
  • Действовать как растворитель и пятновыводитель.
  • Обладать свойствами антифриза.
  • Лечить артрит и радикулит.
  • Служить обувным кремом и устранять скрип подошвы при ходьбе.
  • Выводить блох из шерсти кошек, собак и других домашних питомцев.
  • Исполнять роль антипригарного покрытия сковородок и решёток при готовке барбекю.

Что из этого списка правда, а что нет, можно понять, проанализировав предполагаемый химический состав средства.

Компоненты

жидкость

Состав WD-40 засекречен производителем, а так как для получения патента по американским законам его необходимо разгласить, то заявка на авторское право фирмой Rocket Chemical так и не была подана. Однако в «паспорте безопасности», обязательном в США для каждого коммерческого продукта, указаны главные ингредиенты (за исключением тайных добавок и присадок). Они объясняют многие мифы, ходящие о свойствах жидкости. Итак, основные составляющие средства таковы:

  • Керосин высшей очистки (уайт-спирит) – половина объёма. Стопроцентно выведет любых блох, растворит пятна краски и масла, да и от артрита поможет.
  • Углекислый газ – четверть содержимого баллончика. Безвреден, но и пользы от него никакой.
  • Минеральные смазочные масла – 15 %. Без комментариев.
  • Алканы, они же парафины – десятая доля состава. Консервируют поверхность металла, создавая защитный слой.

Остальные 10 % объёма заполнены неизвестными веществами.

Чем можно заменить WD-40?

В зависимости от поставленной задачи вместо американского средства в отечественных условиях можно использовать:

  • Обычный керосин, благодаря высокой текучести способный обеспечить смазку приржавевшего резьбового соединения.
  • Тормозную жидкость или солярку – для тех же целей по аналогичной причине.
  • Популярный напиток кока-кола, содержащий ортофосфорную и лимонную кислоты, являющиеся ингредиентами всех других антикоррозийных ингибиторов.