24 июля исполнилось 50 лет с момента приземления американцев на Луну. Сегодня много спекуляций на эту тему. Скептики утверждают, что полета и вовсе не было. И главный аргумент звучит «убийственно» — если летали в 1960-1970-х, почему не могут повторить сегодня?
Космическая гонка
Но ответ лежит на поверхности. Стоимость программы «Аполлон» (Apollo) обошлась налогоплательщикам США в 25,4 миллиарда долларов. Скажете, не астрономически много? Вот только в пересчете, с учетом инфляции, эта сумма эквивалентна 152 сегодняшним миллиардам долларов. Деньги приличные даже для Соединенных Штатов. Для сравнения: весь годовой бюджет NASA составляет около 20 миллиардов.
Почему в 20-м веке страна могла позволить себе такие траты? Не могла, но выбора не было. Тогда шла так называемая холодная война с СССР за мировую гегемонию. Советский Союз на шаг опережал оппонента, первым запустив искусственный спутник, человека в космос, луноход. Луна оставалась последним рубежом для Штатов, чтобы сохранить лицо. На это были брошены колоссальные резервы науки и промышленности. Сегодня таких геройств не требуется. Спутник Земли изучен достаточно хорошо. Новая цель — Марс, чье посещение обойдется еще дороже: от 400 миллиардов до 1 триллиона.
Двигатель прогресса
Не стоит думать, что капиталисты разучились считать деньги. Помимо того, что лунная программа способствовала развитию новых технологий, деньги тратились не в пустую, а за работу. Выгодополучателями стали самые разные компании, например, производители… церковных органов Hammond Organ, которым поручили сделать точные механизмы вроде часов и механических таймеров.
Но наибольшие преференции получили такие промышленные и телекоммуникационные гиганты, как Boeing (один из создателей ракеты Saturn V), Velcro (крепежные элементы), Motorola (системы связи), Honeywell (авионика) и другие. Большинство наработок в будущем на десятилетия продвинуло развитие военных и гражданских технологий.
Кто заработал на Луне?
Сотни компаний помогли построить космический корабль «Аполлон», который отправил Нила Армстронга, Базза Олдрина и Майкла Коллинза на Луну. А теперь приведем конкретные примеры:
- Honeywell — $141,3 млн (стабилизаторы и контроллеры подсистем);
- Aerojet Rocketdyne — $117,6 млн (маршевая двигательная установка);
- Pratt and Whitney — $95,1 млн (силовые установки на топливных элементах);
- Northrop Grumman — $58,9 млн (система приземления);
- Beechcraft — 38,8 млн (криогенное оборудование).
В целом готовые модули стоили:
- космический корабль «Аполлон-11» — $355 млн;
- сверхтяжелая ракета «Сатурн-5» — $185 млн;
- командный модуль — $55 млн;
- лунный модуль «Орел» — $40 млн.
Чтобы оценить сегодняшнюю стоимость, умножьте эти цифры на 7.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание