Рубрики

Большие, необычные и выделяющиеся на фоне окрестностей. Католические храмы Польши, построенные в эпоху социализма

В городах и деревнях по всей Польше с 1945 по 1989 год было построено более трех тысяч церквей. Как ни странно, этот бум произошел, несмотря на то что религия шла вразрез с идеологией правящей коммунистической партии. Многие из возведенных сооружений выглядят так, словно они прибыли из космоса. Это настоящие произведения архитектурного искусства.

Санктуарий Божьего Милосердия (фото в заголовке)

По большей части эти здания были созданы молодым поколением архитекторов, которые рассматривали проектирование церквей как способ реализации своих творческих амбиций. Таким образом, этот тип архитектуры нуждался в совершенно новом языке выражения и постмодернизме, который проникал с Запада.

Церковь Пресвятой Богородицы

Церковь Пресвятой Богородицы является уникальным творением. Здание считается самым выдающимся польским вкладом в архитектурное наследие двадцатого века. Церковь резко контрастирует со своими бетонными, модернистскими соседями. Именно в этом и заключался замысел архитектора здания.

Церковь Святого Духа в Тыхах

Церковь Святого Духа в Тыхах была спроектирована Станиславом Немчиком. Даже тогда, когда жилище и храм спроектированы одним архитектором, стиль зданий может сильно отличаться. Так было в случае с Генриком Бушко и Александром Франтой, которые проектировали церковь Святого Креста и Богоматери-целительницы больных в Катовице, которая была окружена их собственным жилым комплексом. Этот пример демонстрирует, что в восьмидесятые годы прошлого столетия Польша фактически имела две параллельные архитектуры. Одна спонсировалась и контролировалась государством, а другая - Католической Церковью.

Характерная угловатая церковь Святого Адальберта

Характерная угловатая церковь Святого Адальберта, епископа и мученика - еще один шедевр архитектуры. Но если коммунизм не допускал религию, то как же авторы этих церквей получили добро на строительство? Это была смесь сильной веры и прагматичной политики. Все первые секретари польской коммунистической партии были глубоко религиозны и стали партийными секретарями только ради того, чтобы сделать карьеру. Чиновникам нужно было где-то жениться и крестить своих детей.

Новая волна

Между тем самая большая волна церковного строительства была вызвана политическим событием: всеобщими гуляниями, организованными влиятельным профсоюзом "Солидарность" в восьмидесятом году прошлого столетия. После забастовок правительство пошло на уступки католической церкви. Чтобы смягчить революционные настроения, они начали выдавать ранее недоступные разрешения на строительство церквей.

Что касается лейбористов, то те, кто выступал против режима, сплотились вокруг церкви и вдохновились на поддержку строительства новых культовых сооружений. И здесь профсоюзная организация "Солидарность" косвенно сыграла свою роль. Она косвенно помогла, сократив количество рабочих дней с шести до пяти. Это позволило рабочим в свободное время работать в местной церкви.

Методы ручной работы с использованием камня и кирпича резко контрастировали с бетонным модернизмом на других польских строительных площадках.

Церкви были созданы с любовью

Все эти церкви были созданы с любовью. Строители использовали все имеющиеся под рукой средства. Чтобы собрать добровольцев, священники еженедельно пользовались церковной кафедрой.

Архитектор Мариан Туниковский рассказывает неортодоксальную историю о том, как была построена Церковь Богоматери в Свиднице: "Более ста пятидесяти человек прибыли на стройку, не зная, что они будут делать. Большинство из них не имели никакого практического опыта в строительстве".

При строительстве церквей широко использовался камень или кирпич. Никаких бетономешалок в доступе не было. Поэтому рабочие с рассвета до заката носили бетон в ведрах.

Строительство церкви могло стать трамплином для будущей карьеры

Церковный дизайн в целом оплачивался лучше, чем правительственная работа. Именно поэтому люди, принявшие участие в строительстве храмов, получали шанс построить профессиональную карьеру после краха коммунизма в 1989 году. Подавляющее большинство архитектурных бюро (наряду с девелоперами и небольшими строительными компаниями), которые доминировали на рынке в девяностые годы прошлого столетия, имели свои корни в церковном строительстве.

Интерьер церкви Святого Доминика является свидетельством мастерства архитектора и строителей. Знаменитый польский архитектор Ярзонбек считается иконой постмодернистской архитектуры. Но мало кто знает, что одним из первых проектов творца стала необычная церковь.

Учитывая характер строительства, работы по возведению церквей часто продолжались годами. Последний проект был завершен только в 2004 году. Возведенные храмы примечательны еще и тем, что со времени окончания строительства последнего здания не было построено ни одной церкви.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание