Механизмы обработки платежей за несколько последних лет претерпели существенные изменения, что не только фиксируют эксперты, но и на своем личном опыте замечают простые обыватели. Электронная коммерция уже не относится к теоретическим моделям обеспечения финансовых операций. На сегодняшний день это уже привычная реальность. Но процесс развития не стоит на месте. Отчет об исследовании экосистемы платежей 2020 года дает представление о том, какой будет эта индустрия в ближайшем будущем.
Перевод в цифровые деньги

Центральное место в процессах изменения сферы по-прежнему будет занимать усиление динамики перевода денежных средств и бумажных чеков в электронный вид. Цифровые способы оплаты продолжат свое распространение в том числе за счет мобильных устройств и приложений, позволяющих управлять электронными кошельками.
В розничной торговле вероятно полное замещение наличных денег, что объясняется удобством использования тех же гаджетов с приложениями. Увеличивается количество людей, которые предпочитают более функциональные и комфортные способы совершения операций. Сфера цифровых покупок находится на стадии активного роста.
Но и крупный бизнес не остается в стороне от новых технологий. Даже консервативные отрасли, в которых преобладают переводы с применением наличных денег и бумажной документации все активнее переходят на цифровые способы расчетов.
Эффекты адаптации

Происходящие изменения не могут не отразиться на других аспектах финансовой деятельности и облике бизнеса в целом. Индустрия электронных платежей уже сегодня обслуживает огромные объемы финансовых потоков, получая миллиардные доходы и вытесняя конкурентов, обеспечивающих транзакции в традиционных формах.
Вопрос финансовой безопасности также обретает новые формы. Злоумышленники адаптируются к цифровой среде, разрабатывая высокотехнологичные способы мошенничества. Как ответная реакция появляются и будут развиваться методы обеспечения кибербезопасности. Сохранение и защита конфиденциальности данных стала одним из главных направлений деятельности в этой области.
Актуальные задачи исследования
Эксперты уделили внимание платежной экосистеме с учетом факторов ее роста и развития. Для этого был отслежен путь проведения платежа от потребителя до конечных расчетов между основными участниками бизнеса. Данный анализ в будущем поможет определить возможные проблемы развития экосистемы и подходы к ее улучшению.
Среди наиболее крупных игроков рынка цифровых платежей эксперты выделили следующие компании: Amazon, Facebook, Apple, American Express, Mastercard, Google, Goldman Sachs, PayPal и др.
Ключевые тенденции платежной индустрии

В числе основных тенденций, которые сохранят свою актуальность и в будущем, эксперты отмечают следующие:
- Конкуренция между пластиковыми картами и беспроводными мобильными платежами. Процесс вытеснения наличных расчетов «пластиком» длится уже давно, особенно в розничной сфере продаж. Но теперь в него вмешался и способ беспроводной оплаты с помощью смартфонов и мобильных приложений. Эксперты предсказывают, что именно такие платежи как наиболее удобные могут со временем вытеснить и пластиковые карты.
- Новые платежные инструменты. Сама технология беспроводных платежей станет платформой для разработки и внедрения принципиально новых возможностей финансовых расчетов. Например, для оплаты покупок будет достаточно голосовой команды. Носимая электроника тоже адаптируется к возможностям электронных денежных расчетов, избавляя от необходимости совершения лишних физических манипуляций.
- Глобальное расширение экосистемы цифровых платежей. Внедрение новых технологий с мобильными платежами не ограничится лишь розничной торговлей. Цифровой бизнес предполагает использование электронных расчетов на самых высоких уровнях проведения операций.
Положительные факторы развития цифровых платежей

Мощная динамика развития электронной коммерции с ее инструментарием была бы невозможна без множества преимуществ, которые получают за счет нее пользователи.
На фоне общего упрощения механизмов совершения платежей, обслуживающих транзакции, участники рынка предоставляют услуги с минимальной тратой сторонних финансов. Модель платежа от потребителя к получателю в цифровом виде сама по себе стоит дешевле и может применяться в более свободной от привычных ограничений форме. Получается, что цифровая экосистема не просто привлекает своим удобством, но и стоит дешевле.
Но это вовсе не значит, что индустрия будет развиваться без барьеров и негативных факторов.
Проблемы развития платежной экосистемы будущего
Среди главных вопросов, с которыми сталкиваются сегодня и будут сталкиваться в будущем участники рынка цифровой торговли, особого внимания заслуживает обеспечение безопасности и защиты данных. Зависимость от автоматизированных моделей с цифровыми сервисами и появление новых возможностей для мошеннических действий заставляет заинтересованных игроков также вкладывать немалые средства в разработку систем кибербезопасности нового типа.
Кроме того, неизбежно должна будет адаптироваться к новым реалиям и законодательная база с учетом множества правовых аспектов. Отсутствие той же защиты интересов потребителей и предпринимателей на достаточном уровне тормозит развитие индустрии, в том числе сдерживая и желание инвесторов участвовать в развитии и расширении рынка цифровой коммерции. Другое дело, что и эта проблема вполне может быть решена в ближайшие годы.