Из-за глобального спада экономики, вызванного пандемией коронавируса, многие компании вынуждены увольнять своих сотрудников. Подавляющее большинство честно выполняли свои обязанности и не заслуживают столь суровой участи. Чтобы помочь людям стойко перенести неприятную новость, специалисты по кадрам дали 5 советов работодателям, как корректно донести до людей эту информацию.
Дайте время на осознание
Самый честный вариант – вызвать сотрудника в кабинет и сказать об увольнении лично, рассказав о причинах и поблагодарив за труд. Но в условиях карантина сделать это не всегда возможно. Многие работают удаленно, связь поддерживается посредством чатов, видеосвязи и электронных писем.
Совершенно некорректно шокировать сотрудников плохими новостями, когда они обедают, заняты важным делом или находятся в пределах слышимости своих домочадцев: родителей, детей, супруга. В определенной степени это вторжение в личную жизнь.
Согласно деловой этике, принята практика назначать заранее онлайн-встречу с уведомлением за 1-2 дня до события. При этом не рекомендуется оповещать о цели видеоконференции. Сообщение рассылается всем, а не только тем, кого увольняют, чтобы не порождать раньше времени волну слухов. Иначе коллектив испытает стресс и разобщение, которые плохо повлияют на текущую работу.
Чтобы избежать лишних проблем, просто уведомите, что вы будете организовывать короткие виртуальные встречи один на один, чтобы обсудить предстоящие изменения. Предложите сотрудникам разместиться в тихом месте, чтобы диалогу не мешали домочадцы.
Таким образом, решаются две фундаментальные проблемы. Во-первых, сотрудники не будут точно знать цели серьезного разговора. Но многие догадаются, учитывая происходящее вокруг, когда закрываются или сокращают штат тысячи и тысячи фирм и организаций. Во-вторых, работники не будут точно знать, кого в случае чего уволят. То есть, с одной стороны, они сохранят рабочий настрой и будут выполнять свои обязанности до самого конца, но с другой - морально подготовятся к худшему развитию сценария.
В любом случае их не схватит припадок от обескураживающей новости, как если бы сказать ее неожиданно неподготовленному морально человеку. «Вы формируете эффект ожидания, чтобы сотрудник не был застигнут врасплох», - делится секретами Рэймонд Ли, генеральный директор виртуальной компании по аутплейсменту CareerMinds.
Впрочем, этого правила можно не придерживаться, если вы увольняете одного сотрудника по той причине, что он не справляется со своей работой. Наверняка к этому работнику уже поступали претензии, и он в курсе своего положения.
Разберитесь в принципах связи
Важно, что вы скажете человеку, которого собираетесь уволить. До него надо донести правду, но в то же время не обидеть, приободрить. Чтобы это сделать, надо как минимум освоить программу, через которую вы будете проводить встречу. Скорее всего, это будет видеосвязь. Сообщать по телефону о таких вещах некорректно и непрофессионально, особенно если сотрудник честно и добросовестно работал на благо общего дела.
Если не хватает времени сочинить пару строк, попросите подготовить сообщение менеджера по персоналу. Оно должно быть кратким, четким и не обидным. Если человек заслуживает добрых слов, не скупитесь на благодарность. Немного отрепетируйте, лучше освойтесь с программой видеоконференции или конференц-связи, которую вы планируете использовать.
Перед звонком важно убедиться в безопасности соединения. В это непростое время активизировались хакеры и кибер-хулиганы, которые взламывают связь, вмешиваются в разговор или записывают, а затем выкладывают в Сеть. Это грубое нарушение конфиденциальности. Необходимо осуществлять рассылку зашифрованных идентификаторов сеансов и резервировать достаточно времени для встречи.
Не дайте повода для слухов
Все по-разному реагируют на увольнение. Люди не должны оказаться на всеобщем обозрении, услышав неприятную новость. Для кого-то она может оказаться шокирующей, вызвать спонтанную неадекватную реакцию, истерику, приступ гнева, раболепия и чего угодно. Поэтому, если вам предстоит массово увольнять людей с помощью видеоконференции, выключите камеры зевак и разговаривайте с каждым отдельно.
Заранее продумайте технические нюансы
Когда увольнение происходит в офисе или предприятии, ИТ-отдел обычно отключает компьютер сотрудника от сети компании, пока вы проводите встречу с ним. Но если вы увольняете кого-то через интернет, вы не можете прервать соединение.
Чтобы уволенный сотрудник не смог напакостить напоследок, например, удалив некоторую информацию со своего рабочего аккаунта, заранее разработайте со специалистами, какой будет логистика для закрытия доступа увольняемых сотрудников к корпоративной сети.
Проявите уважение и сострадание
Смертельная пандемия в сочетании с экономическим кризисом сделала жизнь каждого человека еще более трудной. При увольнении многие люди лишаются средств к существованию, а накопления есть не у всех.
«То, как компании будут осуществлять управление следующие 5 месяцев, скажется на их репутации как работодателя в течение следующих 5 лет», - предупреждает Рэймонд Ли. Будьте уважительны при принятии сложных решений, действуйте тактично. Кроме того, очень важно иметь поставщика аутплейсмента, а также бизнес-тренера или консультанта по программе помощи сотрудникам, которые смогут дать дельный совет и руководству, и увольняемым работникам.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание