Рубрики

"Черные пятницы" вызывают тревогу: эксперты рассказали, как на нас действуют распродажи

Последней недели ноября ждут многие любители покупок. В "Черную пятницу" устраивают распродажи разные торговые сети и магазины. Однако эксперты рекомендуют подходить к этому дню более внимательно. По мнению психологов, "черная пятница" может оказать как позитивное, так и негативное воздействие на нашу психику. Какие интересные факты о самом главном дне распродаж в мире называют психологи?

Приятные покупки

Люди любят покупать. В момент приобретения какой-либо вещи мы испытываем настоящее счастье и радость. Возможность купить что-то с максимальной скидкой увеличивает позитивные ощущения. Именно поэтому для многих людей распродажи на время "черных пятниц" становятся крайне позитивным явлением.

Социальные фобии

Во время распродажи в магазинах толпится много народу. Каждый хочет приобрести нужную ему вещь с максимальной скидкой. Большие толпы способны оказать отрицательное влияние на психику. У многих начинают наблюдаться разнообразные социальные фобии.

Исследование

В 2007 году в журнале Neuron опубликовали результаты довольно необычного исследования. Там утверждалось, что наш мозг обладает собственными центрами, отвечающими за удовольствие от покупок. При этом нехватка какой-либо вещи может запросто спровоцировать ощущение обделенности и уныния. Если человек не успел во время "Черной пятницы" совершить ту или иную покупку, то он может испытать жесточайшее разочарование.

Хади МакБейн, консультант по психическому здоровью, отмечает, что столь высокий ажиотаж способен пробудить у человека стадные чувства. В итоге он начнет поступать так же, как поступают и остальные. Естественно, товаров на распродаже на всех может и не хватить. Результатом станет разочарование.

Во время совершения покупок стимулируется не только центр удовольствия. Человек начинает испытывать и иные ощущения. Например, у него уменьшается критичность восприятия реальности. Исследование показало, что первую вещь люди покупают более скептически. Они внимательно анализируют ее достоинства, недостатки и стоимость. Все эти факторы подвергаются скрупулезному анализу. Однако потом привычная критичность исчезает. Люди начинают покупать без особых раздумий. Они действуют так только из желания обладать вещью. Причем потребности в ней может и не существовать.

Типы покупок

Ощущения от покупок могут меняться. Они зависят прежде всего от того, что приобрел человек. Психологи выделяют два больших типа покупок: гедонические и утилитарные. Покупки первого типа совершаются людьми исключительно для получения ощущения удовольствия. Например, сюда можно отнести разнообразные предметы роскоши, милые безделушки для интерьера. Утилитарные покупки совершаются исключительно для удовлетворения каких бы то ни было реальных потребностей человека.

В некоторых случаях вещь обладает обоими свойствами. Тогда удовольствие от покупки становится максимальным.

Парадокс покупок для удовольствия

Гедонические покупки вызывают определенный парадокс психики. Выяснили это в 2016 году. Исследования показали, что люди, отправляющиеся за покупками ради подтверждения статуса или любыми другими ненужными вещами, сначала испытывают определенные муки совести. Им становится тяжело расставаться с деньгами. После приобретения вещи наступает двойное облегчение. Человек испытывает удовольствие от купленного предмета. Он также избавляется от чувства вины.

Стоит отметить другой необычный факт. Многие респонденты, принявшие участие в этом опросе, отметили отсутствие угрызений совести при совершении гедонических покупок ради кого-то. То есть люди практически не переносят угрызений из-за приобретения дорогостоящих вещей в качестве подарка.

Риски зависимости

Иногда положительные эмоции, вызываемые покупкой той или иной вещи, становятся настоящим кошмаром. Человек впадает в зависимость от этих ощущений и стремится покупать что-то даже тогда, когда ему, в принципе, ничего приобретать и не нужно.

Импульсивные покупки совершаются по самым разным причинам. В них входит и своеобразный гедонический порыв. Многие начинают ходить по магазинам не с целью совершения покупок по необходимости, а для простого расслабления, снятия стресса или депрессии. Подобные изменения психики могут спровоцировать массу сложностей и проблем в будущем. Человек может попасть в настоящую зависимость от шопинга. Он будет тратить бездумно.

Опасность депрессии

МакБейн отмечает и другой необычный факт. Психолог полагает, что "черная пятница" может привести человека к настоящей депрессии. Это происходит из-за снижения уровня удовольствия, которое получает наш мозг. День ускоренного синтеза дофамина сменяется обычными буднями. В результате чего тело начинает испытывать определенную нехватку гормонов радости. Это может привести к подавленности и плохому настроению.

В особо сложных случаях в процесс подключаются и муки совести. Человек видит, что приобрел массу ненужных и лишних вещей. Он начинает сомневаться в потребности каждой покупки. Постепенно возникают мысли о необходимости вернуть часть из них. Однако чаще всего сделать это просто невозможно.

Усиление фобий

МакБейн предупреждает и об усилении разных социальных фобий. "Черная пятница" может спровоцировать у человека появление синдрома "сражайся или беги". В итоге резко увеличится пульс, тело начнет синтезировать адреналин и кортизол.

При этом тревога у таких людей будет постоянно усиливаться. В "черную пятницу" многие магазины пытаются привлечь покупателей громкой музыкой, различными яркими витринами. Это все усиливает итоговый отрицательный эффект. Психика нагружается все больше и больше.

Шансы на конфликты

В Чикаго провели другое интересное исследование. Оно указало, что во время массовых распродаж многие люди могут показать антисоциальное поведение. Начинаются всевозможные конфликты, способные дойти даже до рукоприкладства. Причем большинство одобряет столь нелогичное поведение. Ажиотаж становится сильнее голоса разума. Человек начинает больше жить инстинктами, а не рассудком.

Конечно, постепенно такая особенность поведения становится менее заметной. Однако ее тоже нельзя списывать со счетов.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание