Рубрики

Что может сделать руководитель для комфорта персонала: расширение возможностей и другие советы

Мне приходилось работать на разных направлениях: и журналистом в областной газете, и рабочим на крупном предприятии, и в сфере информационных технологий. Что характерно – везде качество работы сильно зависит от коммуникации между сотрудниками. Об этом же говорит и опыт зарубежных специалистов. Президент и главный исполнительный директор компании PAN Communications Филипп Нардоне, курирующий стратегическое развитие агентства, выделил основные аспекты, влияющие на комфорт работы персонала.

Расширяйте возможности других

Казалось бы, какое мне дело до других людей, с которыми меня не связывают дружеские или кровные узы, пусть это даже и коллеги? Чем меньше конкуренция внутри коллектива, тем выше шанс занять более высокое положение. Так думают приматы в стае и, к глубокому сожалению, работники и даже начальники многих отечественных предприятий. Именно отсюда идут корни малоэффективного управления – люди увлечены заботой о собственном благополучии.

Радует, что в последние годы образуются молодые компании, где тренд задают так называемые эффективные менеджеры. Они активно перенимают опыт и советы зарубежных коллег, «собаку съевших» в сфере менеджмента в условиях жесточайшей международной конкуренции. На самом деле, более плодотворно работает коллектив, в котором работникам обеспечивают возможность дополнительного обучения, проводят курсы повышения квалификаций, мотивируют к самообразованию. В этом случае внутренняя конкуренция отходит на второй план, так как компания зарабатывает больше денег и в состоянии достойно оплачивать труд сотрудников. Это особенно важно, если дирекция рассчитывает на расширение бизнеса.

Вертикаль управления

Эффективно себя показала матричная структура управления. Высшее руководство распределяет между собой контроль за коммуникационным сектором. Кто-то курирует маркетинг, кто-то – отношения с клиентами. Немаловажно удерживать в поле зрения информационное сопровождение компании в Сети интернет, в том числе с использованием мобильных платформ Android и Apple.

При этом необходимо держать устойчивую связь с простыми работниками. У нас это называют вертикалью управления, когда информация и базис принятий решений циркулируют между всеми «этажами» компании – от низового звена к директору и наоборот.

Минимум бюрократизма в принятии решений

Бюрократизм – та сила, которая развалила Советский Союз. Что уж говорить про обычную компанию. С одной стороны, система цементирует структуру управления, но с другой, постепенно уничтожает проект изнутри. Люди, попавшие в «обойму», в силу психологических особенностей начинают преувеличивать свою значимость и приуменьшать роль других. В итоге приходим к ситуации «без бумажки ты - букашка».

Как это относится к коммерческой фирме? Самым прямым образом – увеличивается время принятия решений. И чем крупнее предприятие, тем неповоротливее структура. Порой события на рынке развиваются так стремительно, что судьба компании решается в течение нескольких дней и даже часов. Так было в кризисном 2008 году, подобные ситуации могут произойти в любой момент. А в это время документ с антикризисными предложениями от отдела маркетинга застрял в одном из кабинетов иерархической лестницы.

Чтобы повысить мобильность организации, специалист в сфере PR-менеджмента Филипп Нардоне советует организовывать «коридоры принятия решений». Например, фирма работает над неким проектом. Отдел, работа которого на данном этапе наиболее важна, получает приоритетный доступ в высокие кабинеты, минуя среднюю ступень иерархической лестницы.

Предположим, предприятие решило наладить выпуск новой продукции. На первом этапе наиболее важен конструкторский отдел. Начальник отдела (бюро) в случае необходимости может подойти к директору либо заму, ответственному за сектор, и оперативно обсудить назревший вопрос. Когда наступает стадия запуска продукта в производство, приоритетное право переходит к начальнику производственного цеха. Затем к отделу сбыта, маркетинга - и так до реализации нового проекта.

Оптимизируйте связь с сотрудниками

Кто из начальства не любит таких сокровенных слов, как «летучка», совещание, экстренное собрание. Многим управленцам кажется, что чем чаще они общаются (а скорее – проводят разнос и «разбор полетов») с подчиненными, тем слаженнее идет работа. Кстати, подобное мнение бытует и на Западе, только там собрания коллектива проводят для закрепления так называемого корпоративного духа.

Однако статистика последних лет показывает обратную зависимость. Чем меньше отвлекать сотрудников от дела, тем продуктивнее они работают. Если специалист на своем месте, он лучше начальства знает, что и как делать. А если работник халтурит, никакие увещевания не помогут.

Безусловно, необходимо держать руку на пульсе событий. Зачастую именно встреча в расширенном составе позволяет конструктивно пообщаться и обсудить детали проекта сотрудникам из разных отделов, а простым работникам быть в курсе глобальных задач компании. Никто не выступает за полную отмену совещаний. Но необходимо подумать над частотой их проведения. Хорошие плоды дает встреча в неформальной обстановке.

Средства коммуникации

Рано или поздно динамично развивающаяся фирма задумывается над расширением деятельности. Открытие новых филиалов требует внедрения средств коммуникации, обеспечивающих бесперебойную и безопасную связь с метрополией и другими филиалами.

Конечно, можно пользоваться голубиной почтой или посылать гонцов, но более эффективно применять современные средства связи: видеовызов, Интернет и мобильную телефонию. Доступ к высокоскоростной передаче данных позволяет организовать работу части сотрудников на дому.

Не отказывайтесь от полезных привычек в управлении

Чем старше по возрасту лидер, тем более архаичные средства коммуникаций он использует. Привыкли пользоваться электронной почтой и ISQ? Не обязательно от них отказываться и переучиваться на что-то более современное, если это не мешает работе. В конце концов, всегда можно попросить о помощи более молодого сотрудника.

Еще одна полезная привычка представителей старой школы – личное общение. Молодежи все сложнее налаживать живой контакт, она предпочитает разговаривать по телефону либо с помощью мессенджеров.