Рубрики

Чтобы завоевать рынок СССР, компания "Пепси" обменивала напиток на русскую водку и советские военные корабли

Бартер, как известно, является одним из старейших методов ведения бизнеса в мире. До того как были придуманы деньги, люди просто обменивались товарами, эквивалентными по ценности в быту. В наши дни бартер обычно ассоциируется со странами, находящимися в экономическом кризисе.

Бартер в мировой экономике

В качестве относительно недавнего примера подобных торговых отношений можно привести ситуацию в Венесуэле, где рыбаки одно время были вынуждены менять рыбу на лекарства и еду, поскольку местная валюта практически полностью обесценилась. Несколько лет назад во время кризиса подобные частные бартерные сети возникали и в Греции.

Использоваться обменная схема расчетов, конечно же, может не только отдельными людьми, но и целыми государствами. Это также обычно случается тогда, когда страна сталкивается с финансовыми проблемами и изоляцией от внешнего мира. Например, в последние годы подобные схемы торговли с другими странами использовали Венесуэла и Иран.

Гигант «Пепси»

У нас в стране внутренние бартерные сети получили наиболее широкое распространение, как известно, в 90-е годы прошлого века. Однако на государственном уровне бартер в СССР использовался еще во времена Хрущева и Брежнева.

Ярким примером таких деловых отношений можно назвать обмен газировки американского гиганта «Пепси» на советскую продукцию. К примеру, за свой напиток некоторое время компания получала из СССР томатную пасту. Благодаря такому бартеру, Pepsi, которой тогда принадлежала в том числе и фирма "Пицца Хот", смогла буквально заполонить Европу русским помидорным соусом.

Деньги на томатной пасте тогда "Пепси" сделала неплохие. Однако основным объектом бартера для этой компании при поставках газировки на рынок СССР в последующем долгие годы оставалась водка. Также "Пепси" несколько раз получала от советского правительства подводные лодки и военные корабли.

Немного истории

В массовое производство «Пепси-кола» в нашей стране была пущена в 1974 году. Тогда в Новороссийске открылся первый в СССР завод по производству этого напитка. Однако история «Пепси» в Советском Союзе началась гораздо раньше.

В 1959 году Хрущев и Эйзенхауэр договорились об обмене выставками США и СССР. Первым в последующем свои товары представил СССР в Нью-Йорке летом этого же года.

Через некоторое время Советский Союз разрешил провести провести у себя выставку и американцам. Этим шансом и решила воспользовалась компания «Пепси». Считается, что помощь в начале освоения советского рынка производителю этой газировки тогда оказало американское внешнеполитическое ведомство. Руководство «Пепси» правительство США везти свой продукт в СССР даже попросило лично. Американцы просто надеялись тогда подсадить советское население на западный образ жизни.

Напиток «Пепси», представленный в СССР в Москве в Сокольниках, пришелся советским гражданам по вкусу. Позднее его еще и невольно прорекламировал сам Хрущев, застигнутый западными фотографами врасплох со стаканчиком этой газировки в руках. Выпуск "Пепси" в СССР советское правительство, таким образом, посчитало шагом оправданным.

Особенности бартерных сделок

Советский рубль в прошлом веке конвертируемой валютой на мировом рынке, как известно, не был. Поэтому производить поставки компания «Пепси» в Россию могла исключительно по бартерной схеме.

Изначально советское правительство меняло на западную газировку только водку и шампанское. Интересным можно считать тот факт, что именно «Пепси» широко разрекламировала в США и других странах запада «Столичную». Благодаря этой компании, русская водка стала вторым по популярности за рубежом крепким напитком после шведского Absolut.

Курьезная сделка

Ко времени начала перестройки в СССР работал уже 21 завод, занимающийся производством «Пепси-колы». Некоторые ингредиенты для изготовления этого напитка на этих предприятиях использовались отечественные. Но основной компонент — сироп — поставляла, конечно же, сама «Пепси».

В 1989 г. за очередную партию такого продукта советское правительство предложило американцам 17 старых подводных лодок, торпедоносец и крейсер. В результате получилось, что каждый корабль обошелся компании всего в 150 тыс. долларов.

Что подвигло руководство СССР на подобный шаг, неизвестно. Однако фактом является то, Дональд М. Кендалл служил в военном флоте США и очень неплохо разбирался в кораблях. Возможно, инициатива в плане подобного бартера исходила именно от владельца компании "Пепси".

В любом случае отданы производителю газировки советским руководством были, конечно же, уже устаревшие подводные лодки. Это были субмарины проекта 613, построенные в 50-х годах. Разумеется, со всех судов предварительно было снято оружие.

Собственно сами старые, практически отслужившие свое корабли, «Пепси», конечно же, были не нужны. Поэтому компания просто сдала их на металлолом, видимо, получив еще и определенную прибыль.

Рыночная экономика

Продолжила политику бартерного обмена в последующем компания «Пепси» на территории нашей страны вплоть до распада СССР. Весной 1990 года, к примеру, фирме было передано несколько кораблей, а также очередная партия водки.

Компания в те времена планировала открыть в Советском Союзе еще 26 заводов. Но случилось так, что в 1991 году СССР распался. Продолжать очень выгодную для себя бартерную политику на территории нашей страны «Пепси» уже не могла.

С 1992 года российская экономика стала рыночной. С этого момента кончилось и доминирование «Пепси» на отечественном рынке. Россией заинтересовались и другие крупные западные производители газировки, включая главного конкурента Pepsi - «Кока».

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание