Рубрики

Деньги и самоконтроль: битва между эмоциями и мыслями

Потратить сегодня или отложить определенную сумму денег? Многие финансовые решения сводятся именно к этому выбору. Задумывались ли вы над тем, как мы принимает решения подобного рода? Какие факторы влияют на наши поступки, касающиеся траты денег?

Так, например, если вы решите купить какой-либо предмет гардероба сегодня, то вы не сможете использовать эти деньги на выходных для того, чтобы заплатить за поход в ресторан. Каждый из нас прекрасно это понимает, но порой ничего не может сделать со своими эмоциями и мыслями и словно под действием гипноза отправляется на кассу магазина. Исход битвы между эмоциями и мыслями зависит только от вас.

Копить или тратить?

Существует несколько возможных вариантов ответов на вопрос о том, как мы принимаем решение копить или тратить.

Так, одно из объяснений основывается на том, что люди - логичные существа, которые принимают решения о деньгах, тщательно взвешивая настоящее и будущее. Мы пытаемся понять, действительно ли нам принесет пользу трата денег сейчас или же нам будет полезнее сохранить эту сумму и потрать ее позже.

Однако есть и те, кто в вопросах траты денежных средств опирается не на логику, а на свое эмоциональное состояние в текущий момент времени. Именно эта группа людей и взывает наибольший интерес у исследователей, которые стремятся выяснить, каким образом наши чувства и мысли влияют на принятие решений, касающихся финансовых расходов.

Самоконтроль против эмоций

Когда мы думаем о покупке той или иной вещи, или оплате услуги, в нашей голове идет битва между самоконтролем и процессами планирования с импульсивными и эмоциональными процессами. Мы можем слышать несколько голосов, один из которых говорит: "Купи эту вещь и ты будешь чувствовать себя очень хорошо!", в то время, как второй голос говорит: "Остановись, нам нужны эти деньги, чтобы заплатить за квартиру!"

Ученые совсем недавно начали проводить исследования, касающихся нашего самоконтроля и денежных трат, но уже смогли сделать несколько довольно интересных выводов.

  • Увеличение когнитивной нагрузки снижает самоконтроль. Этим свойством нашего мозга активно пользуются маркетологи, которые знают, что чем сильнее человек отвлекается на различные мелочи, тем охотнее он тратит деньги. Именно поэтому большинство магазинов наполнены различными блестящими украшениями, в них звучит музыка и повсюду видны таблички с "выгодными предложениями", призванными сбить нас с толку и открыть наши кошельки.
  • Наш запас самоконтроля ограничен. Исследования показывают, что самоконтроль фактически становится слабее каждый раз, когда мы стараемся подавить желание потратить деньги, уговаривая себя, что следует их отложить на более важные вещи. Кроме того, на способность контролировать финансовые решения также влияет употребление алкоголя, недосыпание и стресс.

Влияние эмоций на самоконтроль

Человек очень сильно подвержен влиянию эмоций. Именно эмоции заставляют нас идти к цели, заниматься полезными делами или, напротив, лежать на диване, просматривая ленту социальных сетей. Они также оказывают влияние на наш самоконтроль и сказываются на желании тратить или откладывать деньги.

Так, например, грусть заставляет нас хотеть перемен. Пребывая в подобном состоянии, мы более вероятно потратим деньги на вещи, которые в большинстве случаев окажутся ненужными для нас. Отвращение заставляет нас хотеть избавиться от всего. Когда мы испытываем отвращение, мы хотим избавиться от того, что имеем, и не хотим ничего покупать. Радость также может подавить наш самоконтроль и заставить нас тратить деньги.

Для того чтобы грамотно распоряжаться финансами и контролировать свои покупки, специалисты рекомендуют придерживаться нескольких действенных техник.

Добровольные ограничения

В ходе исследований было выявлено, что добровольные ограничения могут помочь повысить уровень самоконтроля. Кроме того, рассказывая об установленных ограничениях другим людям, вы, как правило, более вероятно будете придерживаться их.

Попробуйте в течение месяца тратить деньги только на продукты питания и оплату необходимых счетов. Каждый раз, когда вы будете думать о покупке, например, новых часов или другой вещи, вспоминайте о том, что вам необходимо развивать самоконтроль, что поможет вам добиваться финансовых целей.

Отложите решение о покупки на сутки

Одним из самых эффективных является метод откладывания решения о покупке товара на некоторое время. Правило "семь раз отмерь, один раз отрежь" работает даже в этой области. Как было сказано выше, наше эмоциональное состояние может повлиять на решение тратить деньги. Так, если сегодня вам грустно и вы хотите порадовать себя покупкой новой вещи, возьмите себя в руки и выйдите из магазина. Затем хорошо подумайте о том, действительно ли вам нужна эта вещь или вы можете обойтись без нее, что позволит сохранить определенную сумму денег.

То же самое касается и покупок через интернет. После того как выбранные вами вещи попали в раздел "Корзина", отключите компьютер и займитесь другими делами: приготовьте обед, займитесь спортом, прогуляйтесь. Через некоторое время снова зайдите в "Корзину". Вероятнее всего, вы увидите, что несколько выбранных вами товаров уже не кажутся столь привлекательными и вы без сожаления сможете отказаться от их приобретения.

Развивайте самоконтроль

Мы уже упоминали о том, что наш запас самоконтроля ограничен, а значит, нам следует регулярно восполнять его. Для этого вам необходимо хорошо отдыхать, регулярно заниматься спортом, правильно питаться и стараться как можно меньше думать о трате денег.

Битва между эмоциями и мыслями, когда речь заходит о трате денежных средств, может быть довольно тяжелой. К сожалению, наши финансы ограничены, поэтому мы должны всячески тренировать самоконтроль и не позволять эмоциональным порывам брать над ним верх. Бережное отношение к деньгам, которые вы заработали тяжким трудом, и их экономия позволит вам быстрее добиваться долгосрочных и глобальных целей, что в конечном итоге сделает вас намного счастливее, чем покупка новой вещи в свой гардероб или обед в дорогом ресторане.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание