Рубрики

Две крытые повозки и шесть врачей: 122 года назад начала работу московская служба скорой помощи

Скорая помощь - это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Все мы знаем, что в случае проблем со здоровьем мы можем вызвать на дом бригаду медиков, которая приедет к нам на помощь всего за несколько минут. Но так было далеко не всегда. Вплоть до конца XIX люди были вынуждены самостоятельно добираться до больниц. Первая бригада скорой помощи появилась только в 1898 году. Тогда, 28 апреля, на городские улицы выехали две медицинские повозки. И именно в этот день теперь традиционно празднуют день рождения скорой помощи Москвы. Расскажем историю ее становления и развития ниже.

Кареты Кузнецовой

Первые медицинские повозки появились на улицах Москвы в 1898 году. Всего их было две. Они были запряжены лошадьми и не могли похвастаться большими размерами: места в них было мало, так что внутри едва помещались носилки. Первые бригады состояли всего из трех медиков: врача, фельдшера и санитара. Так что на всю Москву поначалу приходилось только 6 специалистов.

Инициатива открытия скорой помощи исходила не от государства. Первые повозки были закуплены в Париже. Деньги при этом выделила купчиха Анна Кузнецова, в честь которой поначалу и называли кареты. Их разместили рядом с полицейскими участками, потому что раньше именно стражи порядка оказывали срочную медицинскую помощь населению.

Первоначально кареты выезжали только к пациентам, пострадавшим во время несчастных случаев. Людей доставляли в специальные приемные покои, располагавшиеся на территории полицейских участков. Там же открыли и первую станцию скорой помощи.

Местные жители по достоинству оценили нововведение. Только за первые 2 месяца работы медики осуществили 82 вызова.

Спустя год в Москве открыли еще 3 станции

Другие энтузиасты подхватили идею Анны Кузнецовой. Поэтому в 1899 году в Москве состоялось открытие еще трех станций. К началу XX века их было уже семь. При этом отдельная карета предназначалась для помощи беременным женщинам, которых доставляли в родильные приюты. При этом государство поначалу никак не помогало энтузиастам. Первое финансирование губернатор Москвы выделил только в начале XX века.

Тогда же медики попытались вывести станции скорой помощи из подчинения полиции. В 1908 году группа студентов из медицинских университетов создала общество, добивавшееся независимости работников скорой. Поначалу государство противилось их инициативе, поэтому в 1912 году студенты на свои деньги приобрели автомобиль и создали собственную подстанцию, которая не подчинялась полиции. Спустя год медицинская машина была выкуплена Военным министерством.

Новый этап

Новый виток развития скорой помощи начался только после Октябрьской революции. Уже в 1919 году новые власти поручили организовать независимую станцию скорой помощи. Примечательно, что она работает до сих пор. Станцию возглавил Александр Пучков, в честь него она и получила свое имя. Медик посвятил жизнь спасению людей и проработал здесь до своей смерти. Он умер в 1952 году.

Александр Пучков посвятил немало времени и сил реформам отечественной скорой помощи. Он разработал и опубликовал основные принципы ее работы, которые впоследствии перенимали и другие города России.

Первые вызовы на дом на мотоциклах

Первоначально скорая помощь не осуществляла вызовы на дом. Как правило, медики работали только с теми пациентами, которые получили травму на улице. Но в 1926 году появились первые бригады, которые выезжали на дом к больным. Поначалу врачи ездили к пациентам на мотоциклах. Но постепенно город начал выделять средства и на закупку полноценных автомобилей, оснащенных всем необходимым медицинским оборудованием.

В 1927 году в Москве появилась первая бригада, осуществлявшая психиатрическую помощь. К началу 1930-х годов в столице работало сразу 5 станций скорой помощи.

Появление профилированных бригад

В начале 1960-х годов скорая помощь снова переживает масштабные реформы. Теперь среди них создаются профилированные бригады: неврологическая, противошоковая и токсикологическая. Также отдельные машины теперь выделяются для оказания помощи детям и пациентам, пострадавшим от инфаркта миокарда. Дополнительно правительство выделило средства на открытие еще шести подстанций.

Важной вехой в истории развития можно считать и преобразования, которые инициировал Николай Каверин. Он руководил станцией скорой помощи Москвы с 1970 по 1984 год. При его содействии был реорганизован оперативный отдел, появились вспомогательные службы, была налажена работа диспетчеров. Преобразования Каверина сделали скорую помощь Москвы одним из важнейших медицинских учреждений страны.

Самая быстрая в Европе

За последние десятилетия в Москве увеличилось количество бригад скорой помощи. Теперь ежедневно на вызовы выезжает не менее 1020 машин. На них трудится более 2000 врачей. При этом скорая помощь в Москве считается самой быстрой в Европе.

Для сравнения: в Лондоне медики добираются до места ДТП примерно за 9 минут. Московская скорая помощь прибывает за 8 минут. При этом врачи забирают из дома пациентов и доставляют их до больницы в среднем за 50 минут. Скорая помощь Парижа справляется с аналогичной задачей только за 1,5 часа.

Координирует все вызовы Единый диспетчерский центр. Только в 2017 году в него поступило более 4 миллионов звонков от жителей Москвы. Ежедневно центр обрабатывает не менее 15 тысяч обращений. И эти цифры только растут, так что оперативный штаб постоянно увеличивает количество работающих диспетчеров. Теперь они отвечают на звонок в течение 6 секунд. От больницы до дома пациента бригады Москвы в среднем добирается за 13 минут.

Налаженная система, спасающая тысячи жизней

Сегодня четко налажена работа всех станций скорой помощи. Их руководители пытаются оптимизировать ее, чтобы медики еще быстрее приезжали к пациентам. Количество вызовов постоянно растет, так что сделать это не всегда просто. В среднем каждый диспетчер за один день обрабатывает более 350 вызовов.

Особое внимание уделяется обращениям, связанным с неотложной помощью. При подозрении на инфаркт или инсульт скорая добирается до пациентов в среднем за 11 минут. Правительство Москвы постоянно следит и за обновлением автопарка. Сегодня он считается самым современным в стране. Всего медикам выделено более 3400 машин скорой помощи.

Есть в распоряжении врачей и другая техника. Так, в экстренных случаях пациента могут доставить в больницу на вертолете. Всего их в Москве пока 3. Такие воздушные бригады способны доставить пациента до больницы всего за 7 минут. Чаще всего вертолеты вылетают на место ДТП. Но также они помогают и пациентам с подозрением на инсульт, инфаркт или обильное кровотечение. Вертолеты оснащены современной медицинской техникой, в том числе инкубатором для новорожденных и аппаратом ИВЛ.

Новый вызов в виде пандемии

Сегодня сотрудники скорой помощи Москвы столкнулись с новым вызовом, так как в городе с каждым днем растет количество заболевших коронавирусом. В это непростое время медики оказались на передовой: они вынуждены работать в очень тяжелых условиях. Ежедневно количество вызовов растет, самим врачам приходится носить тяжелые и неудобные костюмы, в которых иногда трудно передвигаться и даже дышать.

Работники бригад скорой помощи продолжают трудиться в усиленном режиме, надеясь, что количество заболевших начнет снижаться. Им приходится работать сутками, иногда у них не хватает времени даже на обед, поэтому им приходится ограничиваться перекусами. Но трудности никак не влияют на их настрой: большая часть сотрудников скорой помощи продолжает самоотверженно трудиться, помогая пациентам в любых ситуациях.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание