Рубрики

Разработчики игр из Вологды были стали миллиардерами

Почти два десятилетия назад в отдаленном российском городе два брата впервые получили компьютер Pentium 100. Они использовали подвернувшуюся возможность с умом и написали свою первую игру. С тех пор Игорь и Дмитрий Бутман проделали большой путь. Они стали программистами и создали настоящую игровую империю Playrix Holding Ltd. Как обычным парням из Вологды удалось достичь таких успехов?

Многомиллионная империя

Дмитрий и Игорь Бухманы, которым сейчас 34 года и 37 лет соответственно, являются основателями компании Playrix Holding Ltd. Они выпустили такие игры, как Candy Crush, Fishdom и Gardenscapes, в которые ежедневно играет около 30 миллионов пользователей. Готовой объем продаж достигает 1,2 миллиарда долларов, что делает братьев Бухман миллиардерами, которые сделали себя сами. Компания Playrix входит в топ-10 лучших разработчиков мобильных приложений для iOS и Google Pay, а по доходам она сопоставима с Tencent Holdings, NetEase Inc. и Activision Blizzard.

Сегодня состояние каждого брата оценивается в 1,4 миллиарда долларов. Братья Бухман ранее не появлялись ни в одном из рейтингов богатых людей, поэтому до сих пор о них практически ничего не было известно. На данный момент крупнейшим рынком Playrix являются США, Китай и Япония. Братья управляют удаленно штатом сотрудников численностью 1100 человек, а большую часть времени проводят в Израиле.

Дорога к богатству

Их дорога к богатству началась в 2001 году в Вологде - городе, который расположен в 300 километрах от Москвы. Учившийся в то время в университете Игорь узнал, что он может продавать свое программное обеспечение в интернете. Он решил попробовать создать свою игру и попросил ему помочь своего брата Дмитрия, который на тот момент учился в средней школе. «У нас не было никакого опыта и знаний, - говорит Игорь - Все, что мы умели, - это писать игры, поэтому и решили начать с них».

Первым продуктом компании была игра, похожая на Xionix, в которой игроки должны были искать части недостающей картинки. Они написали код во время летних каникул и заработали свои первые 60 долларов, а в следующий месяц - еще 100. В начале 2000-х годов для Вологды эта сумма составляла примерно половину средней заработной платы. «Помню, что мы подумали тогда: если одна игра принесла нам столько, то нам нужно создать еще несколько и заработать еще больше», - делится своими воспоминаниями Игорь.

Продолжение работы

Их вторая игра была уже с участием анимированного персонажа, созданного сторонним художником. И она приносила им уже 200 долларов в месяц. За ней последовал симулятор тетриса для смартфонов, на котором братья стали зарабатывать уже 700 долларов. В результате к 2004 году доход основанной ими компании составлял около 10 000 долларов в месяц. Братья Бухман зарегистрировали юридическое лицо, сняли офис и наняли других сотрудников для того, чтобы увеличить прибыль.

В первые годы предприниматели продавали свои игры через такие сайты, как Majorgeeks и Download, а позже перешли на более продвинутые платформы: Yahoo! и AOL. Но, начиная с 2004 года, игры постепенно стали перемещаться с сайтов в социальные сети, а после в смартфоны.

На данный момент большую часть своих денег Playrix получает благодаря покупкам в приложениях. В последние годы братья приняли решение отказаться от рекламы, поскольку она только раздражает пользователей, но, по словам Дмитрия, приносит не более 3 % дохода.

Бесплатные игры

Игорю и Дмитрию Бухманам пришлось быть очень гибкими для того, чтобы поспевать за быстро меняющимися реалиями игрового мира. По их словам, самой большой проблемой для них стало появление бесплатных игр. «Для нас это было будто другое измерение. Бесплатные игры - это не тот случай, когда вы разрабатываете продукт, выпускаете его и переходите к следующему. Это сервисы, которые необходимо поддерживать постоянно, так как пользователи ждут регулярных обновлений», - говорит Дмитрий.

Но Playrix удалось преуспеть и в этом направлении. За последние несколько лет они добились мирового признания благодаря Gardenscapes и его продолжению Homescapes. В новой версии игры нужно помочь дворецкому по имени Остин отремонтировать дом и сад.

«Развитие игры происходит следующим образом: Остин вступает с вами в диалог, и вы помогаете ему выбрать варианты декора, а заодно узнаете дворецкого лучше, - говорит Дмитрий. - В результате вам кажется, будто вы создаете что-то уникальное. Наша идея оказалась очень успешной, и другие компании тут же начали копировать нас».

Match-3 и будущее компании

«Playrix, безусловно, внес немалый вклад в первое крупное новшество в match-3», - говорит аналитик Том Вийман. Что он имеет ввиду? Match-3 - это жанр игр, в которых игроку нужно составлять комбинации из 3 одинаковых объектов, хаотично разбросанных по игровому полю.

Сейчас в Playrix работает несколько сценаристов, которые помогают делать сюжеты игры интереснее и привлекательнее для пользователей. «Такие приложения, как Spotify, люди могут использовать годами. Все больше людей начинают платить за привилегию играть без рекламы», - говорит Дмитрий. По словам компании, средний пользователь в США тратит около 32 долларов в месяц на мобильные игры вроде Homescapes.

Сейчас компания приобрела несколько новых студий и собирается освоить новые игровые жанры. В феврале 2019 года братьям предложили продать компанию за 3 миллиарда долларов, однако они отклонили предложение. «Мы хотим основать настоящую игровую империю, используя талант разработчиков из России и Восточной Европы», - сказали они.