Рубрики

Эффект Павлина, или почему айти-предприниматели могут носить то, что они хотят

Многие, наверно, замечали, что айти-предприниматели способны одевать все, что только им придет в голову. При этом они вовсе не теряют уважения к себе со стороны сослуживцев или восхищения своих сверстников. Например, Марк Цукерберг, известный как основатель Facebook, прославился также и тем, что каждый день носил в офисе одни и те же джинсы, футболку и/или толстовку. Разработчик поисковой системы Google Сергей Брин был замечен в ношении спортивной обуви на голую ногу.

Что удивительно, но общественность их не осуждает. В то же время появись на работе бухгалтер или офис-менеджер в рваных джинсах и сандалиях на носок, он тут же подвергнется массовой критике.

Почему им все сходит с рук

Некоторым людям просто любопытно, почему айти-предпринимателям все сходит с рук. С таким подходом к одежде они, по логике вещей, должны были бы работать где-нибудь дворником или в сфере обслуживания. В то время как подавляющее большинство других руководителей и профессионалов должны одеваться более лаконично и строго, программисты не стремятся следовать данному правилу. Оказывается, существует ряд концепций, ответственных за эту тенденцию.

Рост деловой непринужденности

Во-первых, наблюдается рост деловой непринужденности и постепенный уход от традиционных профессиональных одеяний. Особенно такая тенденция прослеживается в Соединенных Штатах. В течение XX века и вплоть до 1990-х годов большинство предприятий были нацелены на следование дресс-коду, и их владельцы ожидали, что сотрудники будут приходить на работу в профессиональной деловой одежде.

Однако примерно в 2000-х годах, когда молодое поколение стало активно развивать свой собственный бизнес и стало гораздо легче начинать свое дело, стандарты для каждого уровня делового дресс-кода начали ослабевать. Руководителей технических компаний можно рассматривать только как один из примеров этой более широкой культурной тенденции.

Назначение деловой одежды

Деловую одежду часто надевают, чтобы произвести лучшее впечатление на людей или заработать соответствующий авторитет. Но у такого подхода, оказывается, выявлено несколько интересных побочных эффектов.

Во-первых, подразумевается обратная связь. Даже не очень компетентные в своей отрасли люди стараются изо всех сил одеваться по-деловому. Но внешний вид создает только поверхностный образ, а об уровне познания именно по одежке судить трудно. Соответственно, поскольку все большее число далеко непрофессионалов своего дела и даже неопытных людей стали носить костюмы, такая одежда, как признак авторитета, уже не воспринимается.

Напротив, рассмотрим айти-директора, который приходит на встречу в белых кроссовках, рваных джинсах и старой футболке. Хотя люди старой закалки могут посчитать это серьезным нарушением этикета, подобная одежда совершенно ничего не говорит о личности как о профессионале. Можно утверждать, что либо он совершенно не обращает внимание на нормы профессионального поведения, не следует им и не воспринимает их всерьез, либо человек настолько талантлив, что ему все может сойти с рук.

Иногда люди могут позволить одевать на себя все, что хотят, и при этом к ним все относятся серьезно. Когда неопрятный генеральный директор уже заработал миллионы долларов, участники встречи склонны думать о нем как о профессионале своего дела.

Роль культуры

После того, как первое поколение айти-руководителей начало небрежно одеваться в течение рабочего дня, повседневная одежда стала олицетворением успеха. Если новый молодой генеральный директор одевается так же, как тот, кто продал свою компанию за миллиард долларов, то он будет также и придерживаться такого же стиля управления. Подобная позиция делает небрежно одетых людей многообещающими кандидатами для инвестиций.

Кроме того, сотрудники, у которых есть опыт одеваться небрежно, уже не будут склонны менять свои привычки и одевать костюм с тугим галстуком при новом трудоустройстве. В результате такая привычка побуждает новых руководителей следовать этой тенденции.

Навыки программирования

Следует учитывать также и тот факт, что айти-директора не обязаны встречаться с клиентами и производить сильное впечатление, чтобы обеспечить большие продажи. Такие сотрудники проводят большую часть своего времени перед экраном монитора, пытаясь решить сложные проблемы. Эта роль не требует профессиональной одежды. На самом деле, большинство людей на такой должности работают лучше и качественнее, когда носят что-то удобное. Для них гораздо важнее иметь навыки программирования, чем костюм, галстук и лаковые туфли.

Эффект павлина

Одеваться ультранебрежно также является не только обычным желанием, но и стратегией для выделения в толпе, что важно для айти-предпринимателей. Ношение того же костюма и галстука, что и все остальные, заставляет людей выглядеть еще одним человеком со средними возможностями.

Выход перед миллионерами-инвесторами в показном наряде - это проявление несоответствия. Если инвесторы просматривают дюжину или более бизнес-презентаций, они могут скорее запомнить именно ту, которую представлял человек, одетый по-другому и не постеснявшийся выделиться. Эта уверенность может быть легко истолкована как лидерство или авторитет, который способен в конечном итоге привлечь больше инвесторов и сотрудников.

Выводы

Есть много причин, по которым айти-предприниматели могут одеваться в обычные повседневные наряды. Именно благодаря постоянному подтверждению такой тенденции новыми «айтишниками» маловероятно, что она исчезнет в ближайшее время. Поэтому если ваша работа связана с индустрией высоких технологий, то можно посоветовать рискнуть и одеться так, как именно вам будет удобно. Однако необходимо помнить, что это все же риск. Профессионалы в других отраслях могут пользоваться преимуществами делового дресс-кода, который постепенно послабляется, но в то же время лучше ошибиться на стороне формальностей. Дерзайте, творите, носите джинсы, футболку и пренебрегайте всеобщими правилами дресс-кода. Однако стоит не забывать, что подобное поведение сходит с рук только тем, кто действительно профессионал своего дела.