Бизнес не должен страдать, если вы имеете дело с токсичным боссом. Тактика промедления, рационализация и самодовольство не работают. Обратите внимание на то, напуганы ли подчиненные, недовольны, конфликтуют или злятся на своего босса. Были ли поданы жалобы на руководителя? Растут ли разговоры о лжи и обмане на рабочем месте? Являются ли оценки сотрудников босса выявлением тревожных проблем и моделей?
Как реагировать на жалобы сотрудников?
Если сотрудники делают неоднократные заявления о жестоком поведении, оскорбительных выражениях, сексизме, гомофобии, неуместных прикосновениях, истериках и/или серьезном неуважении, лучше всего быстро реагировать. Особенно в тех случаях, когда было несколько сотрудников, подающих внутренние жалобы на одного и того же босса, — пришло время разобраться. На карту поставлено многое. Плохое поведение начальника не только вызывает потрясения и различные негативные реакции, но также может негативно повлиять на организационную культуру и модель оскорбительного поведения для отдела, подразделения или компании.
Основные шаги
Ниже приведен список шагов, которые необходимо выполнить, в случае если вы получили отчеты или документальные доказательства токсичности босса или стали свидетелями такого:
- Организации часто сталкиваются с проблемным, расстроенным, оскорбительным лидером.
- Должна быть достигнута точная оценка или диагноз. Это может быть осуществлено через внутренних экспертов (человеческие ресурсы; программа помощи сотрудников) или потребовать субподряда внешних консультантов, исполнительного тренера или психолога с опытом работы и лидерства.
- Не спешите заранее судить или заниматься преждевременной оценкой. Вместо того чтобы ориентироваться на токсичного босса как на источник деструктивного поведения компании, предпочтительнее стремиться к дифференциальному диагнозу. Другими словами, запугивание и злоба могут быть проявлением более глубоких личных и психологических проблем. Системная, дифференциальная диагностика может выявить причины плохого поведения, которые находятся в нескольких различных подразделениях компании, а также политику и внутреннюю политику, коррупцию и кумовство.
- Основываясь на дифференциальной диагностике, компания стремится определить приоритетные источники токсичного поведения босса. Что является первым, вторым и третьим наиболее срочным неправильным поведением, нарушением или злоупотреблением и какое вмешательство будет использовано?
- Действие в форме вмешательства первоначально предпринимается в ответ на наиболее неотложные и непосредственные предполагаемые причины оскорбительного поведения или токсичности.
- Назначенное лицо или группа лиц (в сотрудничестве с внешними экспертами) принимают решение о вмешательстве. Необходимо определить, можно ли эффективно перевоспитать дисфункционального босса в направлении более приемлемого поведения. Или, наоборот, лица, принимающие решения, могут установить при соответствующей профессиональной, трудовой и корпоративной поддержке, что конкретные лица должны быть уволены.
- Когда задействованы внешние эксперты (консультант/психолог/исполнительный тренер), используемый процесс принятия решений и урегулирования конфликтов и принимаемые решения о вмешательствах могут рассматриваться как процесс переговоров, в ходе которого внутренние и внешние агенты стремятся к наилучшим, наиболее вероятным решениям.
Хотя вышеприведенные советы представляют собой начальный план для борьбы с токсичным боссом, также необходимо признать множество причин, по которым действия и вмешательство на самом деле необходимы. Самое главное, плохое поведение и злоупотребления со стороны начальника распространяются и имеют многочисленные негативные последствия для подчиненных и бизнеса в целом.
Последствия
Управление компанией токсичным боссом имеет далеко идущие последствия. Например, руководство может упустить из виду, что сотни рабочих часов теряются, когда сотрудники и профессионалы вовлечены в естественный процесс непрестанных разговоров. Правдивые признания, болезненные и подробные отчеты о том, кто что кому сделал, и безостановочные сплетни и слухи наводняют рабочее место. Плохой босс является связующим звеном сотен поддельных терапевтических и жалобных сессий в рабочее время. Руководителям очень трудно наблюдать, фиксировать, количественно оценивать или иным образом обосновывать многие негативные и разрушительные часы, потраченные на анализ поведения босса.
Срочность борьбы с токсичным боссом
Срочность борьбы с токсичным боссом не ограничивается конкретным бизнесом или отраслью.
Хотя это и неприятно, ген токсичного поведения, по-видимому, глубоко вписан в человеческое состояние и может не знать культурных или национальных границ. Мы являемся свидетелями того, что темная сторона человеческого состояния, определяемая как эгоизм, угрозы, обман и неэтичные тенденции, свирепствует.
Психопатия или расстройство
Однако в значительно меньшем проценте случаев мы фактически испытываем поверхностные проявления и внешнее поведение, означающие психопатологию или расстройство. Соответственно, нетерпение, резкость и грубость в боссе могут быть симптомами либо крайне декадентского, беспокойного и раздражительного человека, либо руководителя с заболеванием. Кроме того, публично разрушительное и тревожное поведение в форме взрывного характера и криков, направленных на публичное унижение подчиненных, могут быть признаками прерывистого взрывного расстройства.
Многое на кону
Нужно тщательно оценить внутреннюю готовность вашей компании иметь дело с боссом, который публично оскорбляет подчиненных, демонстрирует демагогическое и тираническое поведение, якобы является сексистом или расистом или настолько измотан, нетерпелив, одержимо критичен и оскорбителен, что это демотивирует, пугает и приводит в ярость сотрудников. Нужно принять немедленные, срочные меры, чтобы установить контакт с внешним экспертом, и чем раньше, тем лучше. Многое стоит на кону, больше, чем кажется на первый взгляд.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание