Рубрики

Факторинг: что это такое, его виды и преимущества для ведения бизнеса

Детально продуманный и грамотно составленный бизнес-план с четкой стратегией планирования финансов повышает шансы компании на успех в конкурентной борьбе и получение высокой прибыли. Но не всегда удается просчитать риски для бизнеса в долгосрочной перспективе. Особенно в многосторонних отношениях, когда возрастает зависимость от партнеров. Элементарное неисполнение финансовых обязательств – распространенное явление в предпринимательской среде, которое может стать проблемой и для кризисной стороны, и для ее агентов. На этот случай был разработан механизм факторинга. Это своего рода система поддержки и страховки бизнес-отношений за счет стабилизации товарно-денежного обмена.

Сущность факторинга

Хотя данный механизм имеет разные формы практического исполнения, есть и общие принципы, по которым строится его применение. Главная задача факторинга заключается в поддержке процессов предпринимательской деятельности, которые были нарушены в результате задержки платежей. Под процессами может пониматься весь спектр производственных, логистических и финансовых операций, которые были вынуждены остановиться из-за вышеупомянутых нарушений обязательств одной из сторон.

Кто представляет сторону факторинга?

Собственно, факторинг – это третье лицо, берущее на себя ответственность за восстановление разорванной цепочки рабочего цикла в отношениях между продавцом товара и покупателем. В этом качестве может выступать банк, акционер, инвестор или другая сторона, в принципе способная обеспечить ресурсы для продолжения деятельности заказчика. Как правило, сегодня такие услуги предлагают специализированные фирмы, имеющие достаточную правовую и финансовую квалификацию, а иногда и опыт работы в сфере кредитования.

Технология реализации механизма

Изначально сторона, оказывающая услуги факторинга, предлагает клиенту (как правило, продавец) 75-90 % от суммы долга. Тут же составляется договор о выплате отсрочки, сроках погашения задолженности со стороны покупателя товара и т. д. В указанное время представитель факторинга покрывает всю сумму по сделке, доплачивая оставшиеся 10-25 %. На следующем этапе уже должник погашает долг. Разумеется, от всей сделки факторинговая компания будет иметь свой процент, размер которого определяется уже другими параметрами операции. Если на первых этапах при тщательном сборе информации об участниках сделки и ситуации в целом у посредника не будет уверенности в том, что обе стороны смогут выполнить свои обязательства, то он просто откажется рисковать своими средствами.

Пример факторинга

Простейшую иллюстрацию применения данного механизма можно взять из сферы промышленности – например, деревообрабатывающей. Есть условная фабрика, занимающаяся изготовлением мебели из древесных заготовок, которые поставляет ей лесозаготовительное предприятие. Также в кругу партнеров фабрики находится ряд мебельных магазинов, регулярно закупающих ее продукцию.

В какой-то момент один из магазинов не справляется с управлением собственными финансами, в результате чего не может оплачивать фабрике по счетам за очередную партию, которая уже была доставлена на склад. Таким образом обе стороны попадают в ситуацию вынужденной остановки их деятельности. Чтобы такой задержки не произошло, они нанимают факторинговую компанию, которая вместо магазина оплачивает фабрике необходимую сумму за доставленную партию мебели. В итоге продолжается полноценная работа мебельного производителя с закупкой сырья, а магазин получает финансовую поддержку и время на решение прежде возникших финансовых проблем.

Разновидности факторинга

Как уже отмечалось, формы реализации факторинга на практике могут быть разными. Выделяют три классификационных признака:

  • Схема возвращения кредита. Факторинг может обеспечиваться поддержкой со стороны продавца или покупателя. В одном случае погашение задолженности перед посредником производится в определенный срок продавцом, а во втором – тоже в установленную дату, но с некоторыми рисками, так как закрытие сделки будет зависеть уже от выполнения новых обязательств со стороны должника.
  • Открытость. Сделки с участием факторинга могут быть скрытыми (секретными) или открытыми. В первом случае продавец и вовсе может не знать, что обязанности его покупателя покрываются третьей стороной.
  • Местоположение. По сути, речь идет о границах осуществления сделок между сторонами. Компания факторинга может быть международной или локальной с привязкой к конкретной стране, региону и даже городу. На каждом уровне речь идет об определенных объемах ресурсов, процентных ставках, перечне оказываемых услуг и т. д.

Преимущества факторинга для бизнеса

В оценке преимуществ, которые получает каждая сторона от применения механизма факторинга, следует исходить из последствий сценария, не предполагающего такую форму поддержки. В этом случае положение должника может усугубиться вплоть до полного прекращения предпринимательской деятельности. Для продавца тоже последствия неутешительны, особенно если средства покупателя должны были тут же идти в оборот. То есть основные участники выигрывают хотя бы от того, что посредник страхует их сделку, исключая возможное влияние серьезных негативных факторов в случае отмены операции. Издержки, которые в итоге могут нести продавец с покупателем вместе, не идут в сравнение с последствиями, которые несет собой разорванная логистическая цепочка.

В более масштабном охвате практика применения инструментов факторинга также стимулирует развитие малого и среднего бизнеса, благотворно влияя и на экономический климат страны в целом.

Заключение

Факторинг – это достаточно новый вид кредитования, который при этом отличается мобильностью, гибкостью и универсальностью с точки зрения применения. Безусловно, пока еще имеют место и негативные обстоятельства его использования, так как и высокие процентные ставки, и косвенные расходы на сбор и оформление документов при совершении сделки для всех сторон оказываются обременительными. Но, опять же, это те издержки, которые себя полностью оправдывают, поскольку нет более приемлемых механизмов решения проблем с задолженностями в сфере бизнеса.

Если говорить о традиционных банковских организациях, то они в меньшей степени погружены в тонкости производственных процессов и технологически не могут с достаточной мерой объективности оценивать риски подобной поддержки должников. В итоге чаще всего они отказываются от сделок, в то время как факторинговые компании располагают более широким специализированным арсеналом инструментов для работы с подобными задачами.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание