Рубрики

Играй, гармонь: саратовский умелец-виртуоз Олег Аристархов открыл мастерскую по производству классических русских гармошек

Единственный гармонный цех, работавший в Саратовской области, закрылся около 20 лет назад. О профессии практически забыли. Даже опытные мастера не рисковали возродить производство саратовских гармошек, аккордеонов и других музыкальных инструментов. Однако позже Олег Аристархов решили попытать удачу в таком необычном бизнесе.

Любовь с детства

Любовь к гармошкам у Олега с детства. Первый музыкальный инструмент мальчику подарили родители. Тогда будущему бизнесмену исполнилось только 5 лет. Любовь к инструменту возникла быстро. Олег услышал, как играет его дядя, и сразу захотел обучиться такому мастерству.

Первый опыт

Играть Олег научился быстро. Иногда он выступал перед друзьями, устраивал импровизированные концерты в парке. Однажды будущему мастеру не понравилось звучание одного из инструментов. Он решил разобрать гармонь и посмотреть, в чем заключалась причина дефекта. Это решение во многом определило дальнейшую судьбу человека.

Олег обладает тонким музыкальным слухом. Поэтому ему периодически несли гармони для настройки. Постепенно появились и постоянные клиенты. Причем люди приезжали к мастеру со всей России.

Мастер на все руки

Журналисты поинтересовались у мастера количеством рабочих специальностей, которыми должен обладать настройщик и изготовитель гармоней. Олег считает, что для успешного труда в этом деле необходимо уметь обращаться с металлом, деревом, тканью, кожей. Изготовление мехов мастер назвал отдельной профессией, обучаться которой приходится не один год.

Поток

В своей мастерской Олег организовал настоящую артель. Большинство задач решает только один мастер. Ему достается около 80% всех работ над инструментом. Причем именно такие гармони раньше ценились больше остальных. Они обладали собственным "голосом", зависящим от совокупности самых разных факторов.

Изготовление одного инструмента - сложный процесс. На него может уйти и до 12 месяцев работы. Все зависит от мастерства работника, наличия требуемых материалов.

Более простые инструменты не требуют такой точности работы. Стоят они значительно дешевле. Однако для профессиональных гармонистов подобные изделия просто не подойдут.

Мастеровые гармони могут прослужить до 200 лет. Итоговой срок зависит от совокупности факторов. Владельцу инструмента следует обеспечить правильные условия хранения, исключить перепады температур, нивелировать риски, возникающие при высокой влажности.

Со сцены на работу

Евгений Яркин тоже занимается восстановлением и производством гармоней. При этом он выступает и на профессиональной сцене. Мастер играет на базе ансамбля "Родник".

Евгений признался журналистам, что после закрытия последнего цеха, занимающегося изготовлением саратовских гармошек, возник серьезный общественный резонанс. Многие люди озадачились судьбой инструмента.

Общественникам удалось привлечь стороннее финансирование и набрать класс учеников. Из 15 человек учебу завершили только 7. Позже финансирование закончилось, и проект пришлось свернуть.

Однако Евгений работу не бросил. Он продолжил изготавливать инструменты самостоятельно. Мужчина признался журналистам, что сейчас выступает и в музыкальном ансамбле, и в качестве мастера по изготовлению гармоней. Подобная работа самому Евгению нравится.

Символизм

Мастерская Олега Аристархова располагается в том же квартале, где ранее находился цех по производству гармоней. Мужчина видит в этом факте некий символизм.

Во время беседы с журналистами Олег признался, что отрасли не хватает помощи от государства. Поддержка могла бы заключаться в оформлении государственных закупок на музыкальные инструменты. Ситуация в отрасли сейчас развивается неоднозначно. Сначала саратовские гармошки включили в федеральную программу помощи, но позже оттуда выбросили.

Варианты действий

Друзья и коллеги советовали Олегу изменить подход к делу. Прежде всего мужчине рекомендовали переключиться на производство других музыкальных инструментов. Многие компании, занимающиеся производством аккордеонов, сейчас не справляются с потоком заказов. Очереди из клиентов выстроились на месяцы вперед.

Однако Олег от подобных предложений отказывается. Он не планирует менять подход к делу и переходить на производство других музыкальных инструментов.

Проблемы отрасли

На отсутствии заказов от государства проблемы отрасли не заканчиваются. Главной сложностью мастера называют низкий интерес со стороны молодежи. Новые люди в эту сферу практически не приходят. В будущем ситуация может поставить крест на всей отрасли в целом.

Евгений Яркин отмечает, что раньше ансамбли были практически при каждом заводе. Однако сейчас о былых временах остается только мечтать. При популяризации инструмента удастся вернуть интерес молодых людей к гармошке. Вот только никто этим активно не занимается. Проблема продолжает усугубляться и нарастать.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание